1. Чем занимается консультант 1С, есть ли какое-то деление, специализация?
Консультант 1С занимается тем, что выявляет потребности клиентов, которые обратились в компанию за внедрением каких-либо продуктов. Для решения этой задачи нужно изучить бизнес-процессы клиента, погрузиться в специфику его работы, разобраться в скрытых нюансах и тонкостях.
Далее, получив необходимую информацию и проанализировав её, консультант 1С совместно с клиентом прорабатывает варианты изменения бизнес-процессов, их оптимизации. Это – необходимый этап: внедрение решений 1С всегда требует определённого пересмотра привычной практики, её адаптации к возможностям системы.
После того, как этап аудита и аналитики будет завершён, консультант 1С переходит к составлению технического задания на внедрение продукта. В нём указываются все задачи – как те, которые относятся непосредственно к работе с системой 1С, так и те, которые связаны с изменением процессов клиента.
Далее консультант контролирует непосредственное выполнение работ по указанному техническому заданию на протяжении всего времени проекта: взаимодействует с клиентом и конечными исполнителями. После завершения процесса внедрения консультант берёт на себя решение многих вопросов, связанных с пост-проектным сопровождением организации.
Что касается деления консультантов и специализаций: да, есть определённые направления работы – например, я занимаюсь в основном производственным планированием и учётом. Как правило, опытный специалист охватывает также смежные категории: опять-таки, на личном примере, кроме производственного сектора я могу заниматься оперативным учётом в целом – складами, закупками, продажами.
2. Как ты стал Консультантом 1С, что привлекло в этой профессии?
Меня всегда привлекало построение алгоритмов, математических систем – в общем, решение задач, близких к программированию по своей идее. При этом так получилось, что я много работал на производственных предприятиях, занимая разные должности: был мастером, начальником планового отдела – получил разный опыт. В какой-то момент пришло понимание, что я не хочу участвовать в процессе на рядовом уровне, внутри него, я хочу создавать эти процессы. Так и пришёл в профессию.
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы преуспеть в твоей профессии?
Я вижу два основных качества. Первое из них – системное мышление: ты должен уметь выстраивать алгоритмы, оптимизировать их. Второе – это умение взаимодействовать с людьми: 90% нашей работы – это коммуникация.
Что касается чисто профессиональных навыков, важно разбираться в своей области деятельности. Если, например, планируешь заниматься регучётом, то нужно хорошо знать бухгалтерию – все её участки. Для работы в области производства очень желательно иметь соответствующий опыт, посмотреть на все процессы изнутри.
Пожалуй, желательно идти тем же путём, которым я в свою работу пришёл: сперва получить экспертный опыт по предметному направлению деятельности, а потом уже переходить в консалтинг. Изучить профессию консультанта 1С без такого опыта тоже можно, но это, на мой взгляд, будет гораздо сложнее.
4. Какие на твой взгляд есть плюсы и минусы в работе?
Минусов нет. Прекрасная работа! Но определённые сложности, конечно, есть – как и везде. Во-первых, иногда возникают задачи, которые невозможно решить при помощи внедряемой нами конфигурации. Приходится выкручиваться: либо находить компромисс с клиентом, либо менять процессы, либо вносить доработки в само программное решение – иногда масштаб этих доработок получается просто колоссальный.
Во-вторых, бывают сложности с людьми, которые с нами взаимодействуют со стороны клиента. Важно, чтобы там была правильно подобранная команда, профессиональная, мотивированная. Именно мотивации со стороны сотрудников клиента часто не хватает, что очень сильно мешает внедрению. Исполнители просто саботируют работу – с этим сталкиваемся почти на каждом проекте, поэтому нужно к этому готовиться. Стрессоустойчивость – наше всё.
Однако я не считаю, что это какие-то серьёзные минусы: да, это препятствия, выход из зоны комфорта, но они позволяют расти над собой, оттачивать свои навыки, получать новый опыт. Это интересно. С каждым новым проектом работать становится проще, ты видишь собственный прогресс, что очень приятно.
Что касается плюсов: прежде всего, возможность приносить пользу. Когда ты проделал громадную работу, которая приносит серьёзные результаты для клиента – и он об этом говорит, благодарит – это очень приятно. Чувствуешь удовлетворение от труда, это главный мотиватор. Ну и самореализация: для меня эта профессия подходит просто идеально, я чувствую себя очень комфортно, когда занимаюсь своей работой.
5. Какие задачи ты делегируешь, а какие выполняешь самостоятельно?
Главный совет: не бойтесь браться за что-то сложное. Это ваш рост, ваш выход из зоны комфорта. Конечно, не нужно сразу замахиваться на грандиозные и непосильные задачи, но всегда стоит искать дело, которое чуть-чуть выше твоего уровня. Пока будешь им заниматься, ты подтянешься, и вот взята новая ступенька.
6. Опиши свое самое большое достижение в работе?
Если говорить именно о работе консультантом 1С, то все мои достижения – это всегда достижения команды. Это важно помнить. Но я горжусь, что поучаствовал в больших проектах, например,
АО «Локомотив құрастыру зауыты»
Одно из первых промышленных предприятий новой формации в Республике Казахстан, работающее в сфере транспортного машиностроения, который сейчас уже на финальной стадии. Они реально получили результаты, довольны ими, и это очень круто!
И те результаты, которые мы получили в ходе этого проекта – наши доработки решения – мы планируем реализовывать дальше, тиражировать. Скорее всего, сделаем на их основе отдельные продукты и модули, которые будем продавать другим клиентам. У нас есть решения по раскроям и по моделированию графика производства: это очень серьёзные вещи, и я действительно горжусь, что принимал участие в их создании.