Совсем недавно я показывала вам прекрасные пейзажи замечательного русского художника, живущего в Белгороде, Романа Божкова. Это был мой рассказ о рассветах Русской земли. Сегодня снова хочу обратиться к его творчеству и поведать вам о серии работ, посвященных летним пейзажам России, а именно одного из ее южных регионов – Белгородчины. Что так привлекает в работах Романа Божкова? Почему они отзываются в душах даже тех, кто вырос в других регионах нашей Родины? Думаю, происходит это потому, что Роман Божков касается памяти: связанной и с нашим собственным детским или зрелым опытом, и с опытом предков, запечатленным в генах.
Роман Божков пишет в лучших традициях реализма. Ну что, узнаете стиль нашего живописца? Да-да, тут та же самая манера письма, что и в полюбившихся нам с вами рассветных пейзажах! Вода – умиротворенная, подобная зеркалу или неспешно перебирающая волны, как перебирают струны на гитаре. Она то воспроизводит небо со всеми его облаками и переворачивает траву и кусты, то вдруг становится матовой, отказывается от способности отражать. Вода умеет рождать, как и земля. Рождать, украшая мир белыми лилиями и желтыми кубышками.
А вот небо у Романа Божкова в летних пейзажах уже другое: то ярко-голубое, заполненное белыми облаками, то укутанное серой дымкой тумана. Интересно, что в этой серии работ Роман Божков активно и по-разному пишет солнечный свет, но к самому дневному светилу будто утрачивает интерес. Я нашла солнце только на одном полотне. Или это все-таки Луна? Растительность интересна нашему художнику большая и малая, та, что растет у воды, и та, что населяет лес.
Роману Божкову нравится изображать мостки! Пожалуй, они особо любимы нашим художником в летних пейзажах. И психологически это объясняется способностью пролагать маршрут в неизведанное, знать, что всё получится! Вот такую ценную установку дает зрителю художник! Динамику пейзажам задают стежки, дорожки или мостки. И динамика эта задумана не как данность, а лишь как возможность. Зрителю самому предстоит сделать выбор: побежит он по пыльной, теплой дороге или будет неспешно передвигаться по лесной стежке, наслаждаясь тишиной.
В летних пейзажах Романа Божкова появляются люди. (Помните, что их в пейзажах рассветных не было вовсе?) Но все эти люди даны как часть пейзажа, который видит зритель. И вот тут-то и открывается удивительное! В летних дневных пейзажах Романа Божкова происходит слияние восприятия художника и зрителя: мы не только видим мир глазами художника, но вдруг оказывается, что и исследуем его глазами художника.
Интересна еще одна деталь, связанная с гендерной сферой. Героини изображены со спины (и девочка с удочкой, и мать, ведущая за руку малыша, и старушка с козой), а герои направляются навстречу зрителю (как, например, мальчик на велосипеде или мужчина на телеге). Так реализуются в пейзажной живописи Романа Божкова традиционные гендерные роли: кажется, будто мужчины устремляются в неизведанные земли, а женщины находятся в родном локусе или возвращаются в него после недолгой прогулки.
Роман Божков активно населяет свои полотна деревенской живностью. Куры, гуси, утки вписаны в пространство двора или берега и прибрежной воды. Собака лежит у колодца, на лугу пасутся лошади. Все мирно и обыденно. Но на одной картине вдруг проявляются скрытые смыслы. На ней изображены три белых голубя. Один из них парит над водой – будто спускается с неба. А парочка влюбленных голубей сидит на перилах мостка. Это картина повествует о Любви и о любви.
В летних дневных пейзажах активно проявляется мир реалий, связанный с существованием человека. Где-то на дальнем плане видна деревенька, высится разрушенная колокольня, выглядывает из зарослей сирени дворянская усадьба. Ближе к зрителю расположены реалии частной жизни: дом с белыми стенами или банька на берегу озера. Так жизнь частная оказывается ближе и понятнее, чем жизнь деревенского социума.
Кажется, даже время течет неспешно на всех этих полотнах. Сюжет редких из них можно приблизительно отнести к нашему времени благодаря таким деталям, как одежда. Показательно, что Роман Божков – сознательно или неосознанно – не включает в свое пространство технику! Мы не увидим в его работах ни автомобилей, ни комбайнов, ни тракторов. Только велосипеды и яхты на дальнем плане.
Смотрю на летние пейзажи Романа Божкова и понимаю: да, это все наша с вами Родина, любимая той самой любовью, о которой не кричат. Той самой любовью, о которой поет сердце. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!