Найти тему

Писал роскошь, но не смог в ней жить: пора скитаний, роковой возраст и великое наследие Антуана Ватто

В глубине узкой аллеи деревьев виднеется ажурная белокаменная постройка с двумя ярусами арок и треугольным фронтоном. Она как будто нарочно наполовину скрыта от нас густыми кронами, чтобы не появляться сразу, а интриговать своей невидимой тайной. Тут в роскошном парке поместья Пьера Кроза, кажется, что флирт, беседа, отдых, полуулыбки и трепещущий взгляд - составляют весь смысл существования.

"Перспектива"- одна из многих картин, которые были написаны Ватто в гостеприимном доме богатого коллекционера и финансиста Кроза. Но ежедневно лицезреть жизнь светской публики, играющей в любовь, домашние спектакли, которые нередко продолжались в течение нескольких дней, Антуан Ватто смог только несколько лет. Через какое-то время он не выдержал и ушёл. У художника были ещё благодетели, которые его глубоко ценили. Среди них, безусловно, выдающуюся роль сыграли торговцы картинами - Пьер Сируа и его зять Эдм-Франсуа Жерсен. Одно время Ватто жил у Сируа. Покинув и этот кров, он переехал в дом художника Николаса Влегельса. Но и там ему не сиделось, Ватто то съезжал и жил отдельно, то возвращался.

По словам друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена: "Ватто был среднего роста, слабого сложения; он отличался беспокойным, изменчивым нравом, твердой волей; по умонастроению был вольнодумец, но вел разумный образ жизни; он был нетерпелив, застенчив, в обращении холоден и неловок, с незнакомыми вел себя скромно и сдержанно, был хорошим, но трудным другом, мизантропом, даже придирчивым и язвительным критиком, постоянно не был доволен ни собою, ни окружающими и нелегко прощал людям их слабости… конечно, его постоянное усердие в работе, слабость здоровья и жестокие страдания, которыми была полна его жизнь, портили его характер и способствовали развитию тех недостатков, которые ощущались в нём, когда он ещё бывал в обществе".
Антуан Ватто "Автопортрет" 1721 год (Яндекс.Картинки)
Антуан Ватто "Автопортрет" 1721 год (Яндекс.Картинки)

Его здоровье становилось всё хуже - у Ватто начался неизлечимый тогда туберкулез. В 1720-м году он совершил путешествие в Англию. Некоторые биографы пишут, что он совершил поездку в Англию, чтобы сменить климат. Поменять парижский климат на лондонский? С такой болезнью? Правда, были ещё и другие причины. Его познакомили с известным лондонским врачом - Ричардом Мидом, который его лечил. Возможно, были и экономические причины - Ватто надеялся распродаться в Англии, где мода на живопись в это время была необычайна. Напомню, что в предыдущем веке - в XVII веке - в Англии произошла революция. Во главе этой революции стояли пуританские вожди, которые были отчаянными иконоборцами. Они считали живопись, в церквях уже само собой, преступлением, но даже и не в церквях. И вот после этой полосы уничтожения многих и многих произведений Англия на рубеже XVII -XVIII веков стала жадно потреблять искусство. В страну ввозились тысячи живописных произведений, и покупатели были.

Искусство Ватто пользовалось популярностью у английской публики. Одна из его картин "Капризница", была куплена в Лондоне, а доктору Миду досталась "Итальянская комедия". Одного года, проведенного в сыром лондонском климате, оказалось достаточно, чтобы тяжёлое состояние Ватто стало ещё хуже. Художник вернулся в Париж, однако его жизнь уже была на исходе. Все места, где он жил, хотя он и не портил отношения с этими людьми - они ему надоели. И Ватто поселился под Парижем на краю городка Ножан-сюр-Марн, где за живописью прожил свои последние дни. Художник умер 18 июля 1721 года в роковом возрасте 37 лет.

Хорошо, что его другом был Жерсен и другие ценители искусства, которые спасли очень многое из его наследства в мастерской. Учеников у Ватто было всего два: Жан-Батист Патер и Никола Ланкре. Но отголоски творчества мастера прослеживаются и в работах других художников, которые подхватили жанр галантных празднеств, подхватили этот стиль живописи, манеру и вот это отношения к миру. И когда мы будем говорить не только о Патере и Ланкре, которые ему были очень близки, но и о самых великих: о Буше, о Шардене и о Фрагонаре, то увидим, что доминирующая линия их живописи вырастает из наследия Ватто. Не было бы Ватто, и очень многое пошло бы по-другому. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение, ставьте нравится, пока пока.