Поздравляем с большой покупкой! Теперь нужно разобраться, что делать дальше — мы расскажем о том, почему жильё придётся застраховать и когда можно будет в нем прописаться.
1. Вас пригласили на подписание акта приёма-передачи — после тщательного осмотра квартиры
Не все дома строятся идеально и тем более в срок, но рано или поздно застройщик получает разрешение на эксплуатацию и присылает вам официальное письмо с приглашением на подписание акта приёма-передачи. Даже это письмо — уже документ. Ни в коем случае не выбрасывайте подобный оригинал (и любые другие письменные уведомления от застройщика). Если всё пойдет не по плану, документы должны быть у вас на руках.
Если вы в первый раз покупаете недвижимость или не в курсе тонкостей осмотра и приёмки квартиры, то на такую процедуру берите с собой специалиста. Или предварительно найдите информацию о подводных камнях в интернете. Так вы сможете быть более подкованными в этом вопросе и всё проверить — итоговый метраж площади, высоту потолков, качество окон, батарей, вывод мокрых зон, предварительные места для установки кондиционеров и т.д.
Если всё замечательно, вы подписываете акт и становитесь счастливым обладателем ключей.
2. Вам нужно уведомить банк
Поздравляем, первый шаг позади. Теперь вы должны отправить копию акта приёма-передачи в свой банк. Важная деталь: нужно сделать это в течение пяти рабочих дней с момента подписания акта.
3. Вы проводите оценку квартиры для банка
Отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимости — серьёзный и объёмный документ, на составление которого потребуется время. Его необходимо заказать в аккредитованной банком компании (список обычно есть на сайте банка) сразу после подписания акта приёма-передачи.
Отчёт нужно предоставить в банк вместе с другими ключевыми документами (о них напишем далее), которые подтверждают целевое использование кредитных средств, в течение трёх месяцев после регистрации права собственности.
4. Вы занимаетесь страхованием квартиры
Пока вы не выплатили ипотечный кредит, квартира — залоговый объект, поэтому страховка обязательна. Представьте: соседи начнут делать косметический ремонт, что-то пойдёт не так. В этом случае вы рискуете остаться без жилья и с огромным долгом банку. А страховая компания снимет с вас хотя бы часть финансовой нагрузки.
5. Вы регистрируете право собственности
Сделать это можно через МФЦ или обратившись напрямую в Росреестр. В нём зафиксируют переход права собственности на квартиру и поставят отметку, что объект ещё в залоге. Это значит, что нужно получать разрешение банка на продажу или перепланировку квартиры.
Важно: для подачи на регистрацию собственности, помимо основных документов, вам потребуются два паспорта на объект из Бюро технической инвентаризации (БТИ) — технический и кадастровый. Иногда застройщики заранее предлагают воспользоваться их услугами за отдельную плату и сами собирают единый пакет документов для регистрации собственности.
Через 1-2 недели (лучше самому следить за статусом, так как часто бывают задержки) вам выдадут выписку из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости. Её нужно предоставить в банк в течение трёх месяцев начиная с даты регистрации права собственности. Как раз успеете за это время получить отчёт об оценке и страховой полис.
Существует ещё одна «рубежная» дата для подачи документов на регистрацию — три года с того момента, как вы взяли ипотеку. Что делать, если не укладываетесь в сроки из-за застройщика? Отправьте в банк документы, которые это подтвердят.
Но мы надеемся, что у вас всё по графику и можно перейти к следующим пунктам.
6. Вы регистрируете себя и детей по новому месту жительства
Подать заявление проще всего через портал Госуслуги. Потребуется паспорт (для детей — свидетельство о рождении) и выписка из ЕГРН в качестве основания для регистрации. В течение трёх рабочих дней документы проверят и пригласят вас в подразделение ГУВМ МВД, чтобы сделать отметку в паспорте.
7. Вы записали детей в местные садики/школы
Получив прописку, вы можете таким же образом, через Госуслуги, подать заявление на место в школе или садике для вашего ребенка.
С садиками ситуация обычно сложнее. Предлагают (на всякий случай) выбрать три. По крайней мере, на портале вы будете видеть вашу позицию в очереди.
Со школой ситуация проще. Поэтому есть и конкретный срок оказания услуги — 22 рабочих дня. Если вы получили ключи в начале лета, к новому учебному году успеете подготовить все документы!
А дальше — только приятное!
8. Вы подаёте заявку и получаете налоговый вычет. Даже два!
Вернуть деньги можно через налоговую службу или через работодателя. Напомним о плюсах и минусах обоих вариантов.
Заявление в налоговую подают через Госуслуги, всю информацию система запросит сама, сумму вычета целиком переведут на ваш счёт. Есть нюанс: если вы зарегистрировали право собственности в 2021 году, то заявление сможете отправить только в 2022-м.
Чтобы с вашей зарплаты перестали удерживать НДФЛ, запросите в налоговой уведомление о праве на вычет и передайте его работодателю. В скором времени это также можно будет сделать через Госуслуги.
Вне зависимости от стоимости квартиры вам вернут 13% от суммы до 2 миллионов рублей, то есть максимум — 260 тысяч рублей. Зато потом вы имеете право на частичный возврат уже выплаченных процентов по ипотеке. В этом случае максимальная сумма уже больше — до трёх миллионов рублей, так что на ваш счёт перечислят до 390 тысяч рублей.
Если квартиру покупали супруги, то каждому их них положен вычет! В совокупности семья может вернуть до 1,3 миллиона рублей. Разве не приятно?
P.S. Вы оформили ипотеку и вносите платежи по кредиту больше года? Пора присмотреться к рынку рефинансирования — ставки меняются, сейчас они могут быть гораздо выгоднее для вас, чем раньше. Например, мы в МТС Банке предлагаем до 30 млн миллионов рублей на срок до 25 лет по ставке от 7,8%. Рекомендуем рассмотреть подробнее!
ПАО «МТС-Банк»