За одуряющей июльской жарой, за ужасами пандемии, за футбольной лихорадкой мало кто заметил, как ушёл из жизни скромный и талантливый музыкант Дживан Гаспарян.
Да, он не собирал стадионы, не был кумиром миллионов, но его инструмент - армянский дудук - звучал в композициях "звёзд" мировой величины, таких, как Питер Габриэль и Брайан Мэй. Вместе с ним записывались и классический "Кронос квартет", и авангардно-джазовая певица Саинхо, и арфист-импровизатор Андреас Волленвейдер. Щемящая грусть музыки Гаспаряна слышна в записях Бориса Гребенщикова и Лайонела Ричи. Воспаряет она и над действием фильма "Гладиатор" Ридли Скотта...
... Плачет дудук Гаспаряна, его маленькая флейта из абрикосового дерева, и оркестры теряются в волнах этой грусти, и время словно останавливается.
А родился Дживан Арамаисович 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке Солак. Мама его умерла, ещё когда он был ребёнком, а отец ушел на фронт. И будущий музыкант попал в детдом. Именно там он дал свой первый "концерт" для своих товарищей.
Почему именно дудук? - "Это же душа человека, его история, его молитва", - объяснял позже Гаспарян.
В свои двадцать лет Дживан впервые выступил в качестве солиста с профессиональным коллективом - Ереванским филармоническим оркестром.
А за два года до этого события юный мастер игры на дудуке получил именные золотые часы от... товарища Сталина! Тот увидел Гаспаряна в Большом театре Союза ССР на смотре мастеров искусств республик СССР! Интересно, что этот подарок у "дяди Дживана" не сохранился. В голодные годы он выменял "часы Сталина" на пирожки и пиво.
Впрочем, "золото" советский дудукист получал не только из рук высших советских руководителей, но и - четыре медали высше пробы! - от ЮНЕСКО.
В 57-м молодой музыкант вместе с "визитной карточкой СССР", легендарным хореографическим ансамблем "Берёзка" отправился на свои первые зарубежные гастроли в Америку.
В 1989-м году пластинку Гаспаряна "Армянские народные мелодии", выпущенную на "Мелодии" в 1983-м году, переиздал всемирно известный музыкант и продюсер Брайан Ино.
Вместе с Хансом Циммером и Лизой Жерар Дживан Гаспарян создал звуковые дорожки и темы для "Гладиатора" Риддли Скотта и "Последнего искушения Христа" Мартина Скорсезе. Был номинирован на "Грэмми", вступил на "Евровидении"...
В моей домашней фонотеке Гаспарян был представлен всего одним альбомом, записанным вместе с канадским клавишником и продюсером Майклом Бруком, Black Rock. Это - вполне осознанный выбор и результат тщательной селекции. Послушайте...
Michael Brook & Djivan Gasparyan - Take My Heart
Тогда, в 1998-м, Бруку удалось "растормошить" старинный инструмент, показать его новые возможности. Получилось, на мой взглд, очень здорово!
Впрочем, и сам Гаспарян прекрасно и живо импровизирует. Вот, убедитесь сами! - Improvisation.
Волшебный дудук Гаспарянапрекрасно чувствует себя и в расслабляюще легкой дымке стиля "нью-эйдж", например, с арфой швейцарца Андреаса Волленвейдера. - Hush, My Heart Be Still.
Народный артист Армянской ССР, кавалер медали "За трудовое отличие" и Ордена Святого Месропа Маштоца, професор Ереванской консерватории Дживан Арамаисович Гаспарян скончался 6 июля 2021 года, на 93-ем году жизни.
Пусть это печальный "Зов пастуха" в исполнении самого Мастера станет в эти дни нашей поминальной молитвой.
Ознакомительную экскурсию по творческому пути Дживана Гаспаряна
провёл Лев Комов.
Читайте ещё на канале "5 лучших!":
- Как, с кем и какую музыку слушала Фаина Раневская
- "ДЖАЗ. ЛУЧШЕЕ" 15-летней выдержки