Сегодня разбираем модели продаж. Это необходимо тем, кто развивает бизнес или просто расширяет кругозор о маркетинге и менеджменте. О D2C знают немногие. Но наверняка вы слышали про:
- B2B (business to business) - "бизнес для бизнеса": когда вы как предприниматель или ваша компания продаёт товары / услуги другим предпринимателям и компаниям. Большинство моих подписчиков-юристов заняты как раз в этой сфере: мы (как бизнес) оказываем услуги бизнесу.
- B2C (business to customer) - "бизнес для потребителя": товары / работы / услуги непосредственно для людей: самый широкий сектор, у которого покупают конечные пользователи - от онлайн-школы до магазина, от стоматологии до парикмахерской.
- B2B2C (business to business to customer) - цепочка чуть сложнее, поскольку между продавцом и потребителем возникает ещё один бизнес - посредник. Например, доставщик (не внутри самого магазина или ресторана, а отдельная вспомогательная компания). По этому принципу работают отдельные приложения по доставке, установщики пластиковых окон, дизайнеры мебели и многие другие компании. Мы делали документы для "супер-маркета" онлайн-курсов, сайта с предложениями от поставщиков топлива и других различных сервисов-посредников.
- C2C (customer to customer) - когда один потребитель продаёт непосредственно другому потребителю. Через доски объявлений (некоторые маркетологи для такой модели продаж даже выделяют отдельный сегмент C2B2C - ведь доска объявлений в этом случае выступает посредником), по "сарафану", - в общем, из рук в руки.
- B2G (business to government) - модель бизнеса, при которой продаются товары или оказываются услуги госорганам и учреждениям. В России такая модель регулируется на законодательном уровне: 44-ФЗ о закупках. Здесь специфические модели взаимодействия (через тендеры, с огромным административным влиянием), но безопасность сделок в разы выше, чем в других моделях продаж.
И, наконец, D2C (direct to customer) - "напрямую потребителю". Это довольно трудоёмкая модель продаж, но она весьма интересна как раз для конечного потребителя. Потому что здесь предполагается организация полной цепочки, от производства до продажи. Давным-давно общалась с одним ресторатором, который мечтал о собственном ресторане-усадьбе: с огородом, домашним скотом и даже прудиком с карпами... Масштаб ого-го, но в последнее время - это тренд. В IT-индустрии компании стараются не прибегать к бизнес-парнтнёрам - разработчикам, а нанимать собственных специалистов, выстраивая процесс от разработки софта до его маркетинговой упаковки и непосредственно продаж.
Всегда существовали собственные "магазины от производителя": булочная при хлебозаводе, мясная лавка при мясокомбинате и т.д. И производители стараются сохранить эти традиции, хоть это непросто. Но чтобы вы понимали причины: крупные ритейлеры и дистрибьюторы получают значительную часть выручки. А если выпускающий товары бизнес будет заниматься продажами самостоятельно, то это и адекватные цены, и деньги на развитие самого производства, и уверенность потребителя в том, что он получает качественный продукт непосредственно с производства.
Мне очень нравятся фирменные магазины и крафтовые лавочки, но конечно же ритейл подкупает тем, что всё можно купить сразу в одном месте, экономя один из самых ценных в жизни ресурсов - время. А как вы относитесь к D2C? Поддерживаете производителей, которые продают напрямую? А, может, вы и сами - такой производитель?