Эффективнее всего учиться, конечно, на своих ошибках, но мы попробуем все же поучиться на чужих. Проанализируем основные факторы, которые оказывают негативное влияние на развитие франчайзинговых точек. И попробуем не наступить на те грабли, на которые наступали до нас.
- Отсутствие вовлеченности
Многие начинающие предприниматели, рассматривая франшизу как способ организации бизнеса, воспринимают ее как возможность получения пассивного дохода. Такой подход не совсем верный. Франчайзер предоставляет при покупке бизнес-модель, подробную документацию относительно разных этапов построения бизнеса, оказывает консультативную помощь, проводит обучение. Но важно понимать, что франчайзер не управляет новой точкой. Это задача партнера. Именно франчайзи, благодаря своей целеустремленности, работоспособности и вовлеченности может построить успешное дело на прочном фундаменте. Предпринимателю важно приобретать бизнес, который интересен и важен именно для него – вот первый и главный завет.
- Игнорирование особенностей бизнеса
У каждого бизнеса – свои особенности. В одном есть фактор сезонности, в другом важны привычки потребителей. Чтобы выяснить, какие особенности есть в том сегменте рынка, куда заходит франчайзи, необходимо провести собственное исследование или даже расследование.
Важно понимать, что у одной и той же франшизы могут быть разные возможности в разных географических точках. Так же стоит обратить внимание на количественные показатели: численность населения, количество компаний, которые продают аналогичную услугу.
Изучить рынок помогут данные аналитики. Есть статистические выкладки, которые находятся в открытом доступе, к примеру, на сайте Федеральной службы государственной статистики (https://rosstat.gov.ru). Экспертные мнения, статьи, изучение успешных и неуспешных кейсов предприятий конкурентов, программы их лояльности, данные, опубликованные данные по открытым и закрытым точкам франчайзера, – все это существенно помогает в проводимом исследовании.
Не нужно игнорировать и сбор качественной информации – беседы с потенциальными клиентами, действующими партнерами владельца бренда, интервьюирование экспертов – вот базовый список того, что можно сделать для понимания специфики бизнеса.
В конце концов, этот вопрос можно отдать на аутсорс – существуют эксперты, которые смогут собрать аналитику под запрос. Здесь, возможно, имеет смысл потратить на исследование ресурс, чтобы потом осознавать все риски и досконально понимать особенности своего бизнеса.
- Переоценка своих сил
Быть уверенным в себе важно и необходимо, но не нужно переоценивать свой опыт и ставить его выше опыта франчайзера. Франчайзинг – не про конкуренцию с владельцем бренда. Франчайзинг – про совместное достижение целей. За тем опытом, который продает франчайзер вместе с франшизой стоит команда профессионалов. Грамотный владелец бренда систематизирует данные, полученные за годы работы и предлагает партнеры ходы, которые могут существенно повысить эффективность работы предприятия.
Франчайзинг интересен с той точки зрения, что он предоставляет выгоду обеим сторонам: франчайзер масштабирует бизнес и получает дополнительный доход, а франчайзи успешно развивает предприятие, пользуясь проверенной бизнес-стратегией и узнаваемым брендом. Это проверенный и работающий инструмент работы. Приняв решение открыть бизнес по франшизе, не повторяйте распространенных ошибок. Изучайте опыт действующих и бывших франчайзи. Знакомьтесь с успешными и провальными кейсами. И не принимайте импульсивных решений.
Знаете другие распространенные ошибки франчайзи? Оставляйте комментарии.