Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Первый полёт бомбардировщика Ил-28 и вертолёт продольной схемы от Bristol Aeroplane. «День в истории авиации» №80 (5—11 июля)

Оглавление

А также несостоявшийся сменщик Douglas DC-3, цельнометаллический АНТ-3 и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

5 июля

5 июля 1958 года — первый полёт военно-транспортного вертолёта Bristol Type 192 Belvedere. /Англия/

В 1952 году Bristol Aeroplane разработала двухвинтовой пассажирский вертолёт продольной схемы Type 173. Успешным проект не получился (выпустили всего 5 единиц), но заинтересовал военных. В итоге, на базе Type 173 конструкторы компании спроектировали военно-транспортный вертолёт Type 192 Belvedere.

Конструктивно Type 192 практически не отличался от своего предшественника. Главным отличием были двигатели — 2 × Napier Gazelle (1465 л.с.) вместо 2 × Alvis Leonides Major (550 л.с) у Type 173. Крейсерская скорость — 222 км/ч, дальность полёта — 740 км. Брал на борт до 18 солдат или 2722 кг груза.

После успешных испытаний, запустили серийное производство Belverdere небольшой партией. Выпустили 26 вертолётов. Все они активно использовались Королевскими ВВС Великобритании.

6 июля

6 июля 1947 года — первый полёт военно-транспортного самолёта Dassault MD 315 Flamant. /Франция/

После Второй мировой войны ВВС Франции объявили конкурс на двухмоторный связной самолёт под двигатели Lorraine Bearn. Dassault Aviation заявила на конкурс свой проект MB 303. Но конструктор Марсель Дассо (Marcel Dassault) считал его не очень перспективным ввиду слабых двигателей Lorraine Bearn. Поэтому в инициативном порядке разработал более совершенный самолёт MD 315 Flamant.

Это был среднеплан с убираемым шасси и двухкилевым хвостовым оперением. Оснащался 2 × двигателями Renault 12S 02-201 (580 л.с.) Крейсерская скорость — 300 км/ч, дальность полёта — 1200 км. На борту размещалось до 10 пассажиров. Мог нести вооружение — 2 × 12,7-мм пулемёта + до 200 кг ракет/бомб на 4 точках подвески.

Уже в 1949 году первые MD 315 поступили в части ВВС Франции. Всего выпустили 325 самолётов всех модификаций. Кроме Франции они использовались также ВВС Камбоджи, Мадагаскара, Туниса, и Вьетнама.

7 июля

7 июля 1926 года — первый полёт транспортного самолёта Junkers W 34. /Германия/

В первой половине 1920-х годов компания Junkers начала разрабатывать замену для первого в мире цельнометаллического транспортного самолёта Junkers F 13. Параллельно шла работа над двумя проектами — W 33 и W 34. Они отличались двигателями и большим объёмом грузо-пассажирской кабины (у W 34).

W 34 представлял собой цельнометаллический низкоплан с неубираемым шасси (колёсным, лыжным или поплавковым). Двигатели отличались в зависимости от модификации. С мотором BMW 132A (650 л.с.) мог развивать крейсерскую скорость до 233 км/ч. Дальность полёта — 900 км. Брал на борт 2 членов экипажа + 6 пассажиров.

Самолёт получился очень успешным и был выпущен в 2124 экземплярах. Широко использовался как для гражданских перевозок, так и в ВВС (для обучения штурманов, в качестве санитарного самолёта и лёгкого бомбардировщика) 21 страны мира — от Германии и Швеции до Канады и Аргентины.

8 июля

8 июля 1948 года — первый полёт бомбардировщика Ил-28. /СССР/

В конце 1940-х годов ОКБ Ильюшина в конкуренции с ОКБ Туполева вело разработку реактивного бомбардировщика. После промежуточных Ил-22 и Ил-24 в начале 1948 года был утверждён проект Ил-28. Планировалось, что он будет оснащаться отечественными двигателями по мощности сравнимыми (или выше) с британскиским Rolls-Royce Nene.

Это был высокоплан с прямым крылом и убираемым шасси. Прототип оснащался двигателями Rolls-Royce Nene, а серийные самолёты — ВК-1А с тягой 26,5 кН. Максимальная скорость — 906 км/ч, дальность полёта — 2370 км. Вооружение состояло из 4 × 23-мм пушек НР-23 + до 3000 кг бомбовой нагрузки.

Испытания показали надёжность и хорошую управляемость Ил-28. Выпустили 6 635 самолётов в различных версиях (бомбардировщик, разведчик, учебно-тренировочный бомбардировщик и других). Стоял на вооружении 19 стран мира. В Северной Корее Ил-28 (а точнее его китайская версия Harbin H-5) эксплуатируются до сих пор.

9 июля

9 июля 1957 года — первый полёт авиалайнера Aviation Traders ATL-90 Accountant. /Англия/

Douglas DC-3 всё ещё был широко распространён у британских авиакомпаний в начале 1950-х годов. Но постепенно производители начали работать над заменой «старичка». Одним из таких проектов был ATL-90 Accountant от Aviation Traders. Интересно, что ранее компания продавала запасные части и переделывала бомбардировщики в грузовые самолёты.

Это был низкоплан с убирающимся шасси (стойки складывались вперёд). Устанавливались 2 × турбовинтовых двигателя Rolls-Royce Dart (1730 л.с.) Максимальная скорость — 475 км/ч, дальность полёта — 3360 километров. На борту размещалось до 28 пассажиров + 2 члена экипажа.

К сожалению, проект ATL-90 провалился. Aviation Traders не смогла конкурировать с самолётами более опытных производителей — Handley Page Dart Herald, Fokker Friendship, Vickers Viscount и другие. Единственный построенный ATL.90 Accountant разобрали на металл в феврале 1960 года.

10 июля

10 июля 1925 года — первый полёт самолёт-разведчика АНТ-3 (он же Р-3). /СССР/

В 1924 году под руководством Андрея Николаевича Туполева был построен первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2. Это стало возможным благодаря получению на заводе в Кольчугино собственной версии дюралюминия. После успешных полётов АНТ-2, Научный комитет Управления ВВС СССР выдал задание на разработку цельнометаллического самолёта-разведчика. Проект получил обозначение АНТ-3.

АНТ-3 представлял собой двухместный полутораплан с неубираемым шасси. Оснащался двигателем М-5 (400 л.с., клон американского Liberty L-12) Максимальная скорость — 194 км/ч, дальность полёта — 700 км. Вооружение — 4 × 7,62-мм пулемёта + 100 кг бомб.

Самолёт был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Построили 103 единицы АНТ-3. Один самолёт специально переделали для дальних перелётов и назвали «Пролетарий». В 1926 году он за 153 часа пролетел более 20 тысяч км.

11 июля

11 июля 1969 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Saab MFI-15 Safari (он же MFI-17 Supporter). /Швеция/

Используя свой опыт в разработке лёгких самолётов MFI-9 и MFI-10 Vipan компания Malmö Flygindustri в 1968 году начала работу над новым проектом — MFI-15 Safari. Участие в проекте принимала и компания Saab. Это должен был быть многоцелевой учебный самолёт с возможностью использования как военными, так в гражданской авиации.

MFI-15 представлял собой 2/3-местный высокоплан с неубираемым шасси и Т-образным хвостовым оперением. Оснащался двигателем Lycoming IO-360 (200 л.с.) Крейсерская скорость — 208 км/ч, топлива хватало на 5 часов 10 минут полёта. Мог перевозить до 300 кг груза на внешней подвеске.

Выпустили 462 единицы MFI-15 (в том числе и в военной версии MFI-17 Supporter). Самолёты использовались для обучения, доставки гуманитарных грузов, в качестве лёгких штурмовиков и т.д. На сегодня остаются на вооружении ВВС Дании, Норвегии и Пакистана.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории