Реж. Джон Форд
Только вернувшийся спустя три года после окончания Гражданской войны бывший конфедерат Итан Эдвардс пускается в пятилетние поиски похищенной племянницы и команчи, жестоко расправившиеся с его семьёй.
Персонаж Джона Уэйна с самого начала приковывает внимание своей неоднозначностью. Он не стесняясь ненавидит коренных жителей Америки настолько, что своего "племянника", пусть и приёмного, недолюбливает из-за 1/8 чероки в его крови, а стадо бизонов убивает просто чтобы они не кормили индейские рты. Чем пристальнее вглядываешься в брутальность Итана, тем больше замечаешь за ним весь трагизм. Мать, брат, жена брата, с которой главного героя связывает больше, чем просто дружественно-семейные отношения, племянники - все пали от рук команчи, движимые жаждой мести.
И вот изображение индейцев здесь меня очень напрягает. Итан снимает скальп главе племени, желает кровно отомстить, даже ассимилировавшейся в племени команчи племяннице - т.е. поступки, которые роднят главного героя с ненавидимым им народом, преподносятся как недопустимая для западноевропейского человека дикость. Неполиткорректность в фильмах хороша как тема для дискуссии, а не как демонстрация собственного "фи", но спишем это на рудимент своего времени.
Некоторые представители женского пола тоже изображены не в лучшем свете. Вера Майлз и играющая индианку Бела Арчулетта представлены в таком комично-отвратительном виде, что пахнет мизогинией. Одна - тупо любящее тело, которая истерит и выкатывает глаза только повод дай, вторая - "некрасивая", из-за чего подвергающаяся издевательству женщина.
Юмор в целом штука субъективная, но мне не было смешно ни от свадебных драк, ни от слишком бурных реакций Майлз. Попытки разрядить драматические ситуации почти всегда скатывались в цирк - сегодня так делают чуть ли не все супергеройские блокбастеры, но мне такое не очень.
Но, чёрт меня побери, как же Джон Форд хорош! Девять скриншотов не передадут и десяти процентов от того, насколько фильм красив и живописен. В этом плане никаких претензий, действительно гениально. Лишив повествование ощущения времени Форд превратил одиссею героя Уэйна в нескончаемый поиск собственной человечности, однако лишил какой-либо последовательности других персонажей.
Из-за дуального впечатления после просмотра пусть вывод будет таков: "Искатели" - насквозь устаревший содержательно, но из-за аудио-визуальной поэтичности по праву находится в топах и списках лучших фильмов в истории кино.
#jazz_your_mouth