#csc_frantz
#csc_festivities
Уже прошла премьера Хамагути, еще не состоялась - Хансен-Лёв. Между ними в этот насыщенный день стоит показ новой работы пальмоносца и самого народного режиссера Италии Нанни Моретти, человека с лицом Стива Карелла и голосом Никиты Михалкова. Двадцать лет назад он победил в очень сильный год, и хотя подарок к юбилею ему не то чтобы светит, вспомнить фильм, который покорил Лив Улльман, все равно стоит.
История психотерапевта, в семье которого происходит трагедия, звучит как золотая жила для разнообразных эмоций и непростых вопросов, и Моретти использует это по максимуму. Он дает зрителю ровно столько времени, сколько нужно для привыкания к Андреа, и затем крайне эффективно забирает его. А дальше - все стадии скорби, попытки найти ответ и какое-то рациональное объяснение. Каждый член семьи справляется по-своему, но, поскольку мы видим историю через призму отца, она представлена с изрядной долей профдеформации.
Как психолог, он ищет четкую причину и виноватого, назначает им то пациента, который невовремя его вызвал, то самого себя, но по итогу правой оказывается жена: не все крутится вокруг него. Понятное дело, он по профессии по большей части слушает, и считает, что в его-то жизни он точно центр, как и его пациенты - в своих. Это особенно заметно по сцене за ужином, во время которой отец говорит громче всех и удивленно отмечает, что его никто не слушает. Но когда происходит такая трагедия, простых ответов не найти. Акваланг работал, просто произошла ужасно глупая случайность. Можно зацепиться за повешенное "ружье" с аммонитом и объяснить трагедию через попытку сына исправить ранее допущенную ошибку и не расстраивать отца, но это будет слишком просто. Да и история совсем не о том. Можно сколько угодно думать, что этого могло не произойти, и корить себя или окружающих за это, но из такого положения двигаться вперед не получится. А это и есть самое главное и самое сложное.
Когда Моретти прилетел в Рим, он забыл пакет с Пальмой в аэропорту и чуть не потерял ее навсегда. Это настолько иронично, просто и по-доброму смешно, что вполне могло бы быть сюжетом его фильма - к счастью, без трагедии. И хотя Пальма и "Комната сына" из несколько разных весовых категорий, обижаться за это ни на кого не хочется. Такое человечное и терапевтическое кино тоже важно и нужно. Неудивительно, что на Родине Нанни так любят.
А, и за кришнаитов, кстати, отдельное спасибо.