Хотите организовать высоко производительный конвейер, то Ваш выбор это главная/основная шина
Вступление
Шина ресурсов (встречаются также названия: основная шина, главная шина, центральная шина, англ. main bus) – благодаря своей лёгкости и гибкости, один из наиболее распространённых в использовании дизайнов фабрики среди игроков в Factorio. Хорошо спроектированная шина ресурсов поможет вам построить аккуратную и эффективную фабрику, которая сможет обеспечить теми ресурсами, которые вам требуются.
Начало
В самом начале игры вы будете использовать для перемещения различных вещей вашего персонажа. Но вскоре вам понадобится наладить электроснабжение и разместить электрические буры, которые будут снабжать ваши печи, перерабатывающие руды в железные и медные плиты. Первые конвейеры, идущие от печей и станут началом вашей шины ресурсов.
Как только вы начинаете использовать конвейеры, вы должны начать планировать шину ресурсов. Любая задержка в планировании шины ресурсов приведёт к потере времени и затрате лишних усилий на создание временных конвейерных линий.
Постройка шины
Планирование
Посмотрите на карту, выберите широкое открытое место с возможностью расширения как минимум в одном направлении, которое не будет задевать залежи руды и перерабатывающие строения.
Ресурсы
Каждый из этих ресурсов, или продуктов, важен для шины:
- Железная плита x4 (рекомендуется x8)
- Медная плита x4 (рекомендуется x8)
- Стальная балка x1 (рекомендуется x2)
- Зелёная электросхема x2 (рекомендуется x4)
- Красная электросхема x1 (рекомендуется x2)
- Синяя электросхема x1
- Пластмассовый брусок x1 (рекомендуется x2)
- Аккумулятор x1
- Каменный блок+ Камень x1
- Уголь x1
- Смазочная жидкость (через трубу)
- Серная кислота(через трубу)
Первые числа для фабрики небольших размеров, рекомендуемые – для фабрики с хорошей пропускной способностью для надлежащего запуска ракеты. Далее в гайде будут использоваться рекомендуемые значения, чтобы проиллюстрировать примеры более полно.
Структура конвейера
Есть пара различных структур, которые вы можете использовать в дизайне своей шины ресурсов. Некоторые игроки соединяют все конвейеры вместе, однако я настоятельно рекомендую дизайн вида 4 конвейера, 2 пустых клетки, 4 конвейера и так далее с трубами на одной из сторон. Этот дизайн позволит легко отводить ресурсы с одной из сторон, так как эти две пустых клетки оставляют место для погружения (1 клетка) и выхода (ещё 1 клетка) подземного конвейера.
Не обязательно сразу строить все линии. Вы можете просто поставить один квадрат конвейера для каждой линии или начертить шаблон. Можно бросить кусок материала и пометить им каждую линию (для этого возьмите его в руки и нажмите z). Всё это поможет держать в голове будущую конструкцию шины и относительно неё строить другие объекты.
Снабжение шины
Балансировка до шины
Прежде чем направлять конвейер в шину, он должен быть максимально сбалансирован. Сбалансирован – это значит, что ресурсы идут по его обеим сторонам в одинаковом количестве. Используйте одну из следующих балансирующих конструкций, чтобы сбалансировать поток ресурсов на конвейере перед тем, как они достигнут шину ресурсов. Их можно поставить прямо вслед за вашими печами/furnances.
Балансировка в шине
В шине на две линии вы можете использовать обычный разделитель для балансировки ресурсов. Однако если у вас 4 или больше линии конвейеров, то для того, чтобы все ресурсы шли поровну по каждому из них, вы скорее всего захотите использовать что-то получше, чем спам разделителями.
Вот мой любимый балансировщик для линии из 4-х конвейеров:
Вот в этом посте на Reddit можно найти ещё больше вариантов разных балансировщиков.
Много линий, но мало ресурсов… пока что!
В самом начале вы начнёте снабжать вашу шину из печей, производящих железные/iron и медные/copper плиты. По мере того как вы наполняете шину, убедитесь, что ваши балансировщики распределяют ресурсы по всем линиям. Т.е., если у вас есть 1 конвейер, который отправляет на шину медные плиты, используйте балансировщик, чтобы распределить их по всем четырём конвейерам шины. Это позволит вам затем использовать обе стороны шины, чтобы оттягивать оттуда ресурсы на производство. Для большей пропускной способности вы можете добавить больше линий, когда будете готовы их построить (посмотрите на линию зелёных схем на скриншоте ниже).
Введение промежуточного производства
Очевидно, что в самом начале в шине не может быть всё, так для создания одних промежуточных ресурсов требуются другие промежуточные ресурсы. Их предельно просто добавить, когда вы заранее заготовили для них место. В конце конвейера с каждым ресурсом убедитесь, что он равномерно распределяется по всей шине.
Вы даже можете добавлять в середину шины отрезки каких-либо ресурсов, если они идут в противоположном направлении.
Добавление жидкостей
Большинство жидкостей могут быть независимы от шины и перемещаться непосредственно рядом с местом переработки нефти. Однако вот эти две я люблю добавлять в шину ресурсов:
- Смазочная жидкость: используется в производстве электродвигателя, синих конвейеров и разделителей.
- Серная кислота: используется в производстве аккумулятора и синих электросхем.
Я пускаю эти две жидкости по трубам с одной из сторон шины, через 2 клетки от основных конвейеров.
Отвод с шины
Линии по производству лучше размещать перпендикулярно шине ресурсов. Это позволяет расширять систему в будущем и легко брать ресурсы с шины.
Множество различных ресурсов требуют для своего производства одинаковые промежуточные ресурсы, поэтому они могут быть расположены на одной линии. Но если вам нужно большое количество одного из итоговых ресурсов, то на одной линии их помещать не стоит – это может привести к недостатку ресурсов для производств, находящихся более далеко.
Отвод одного ресурса
Чтобы создать отвод с одним ресурсом, просто поместите на конвейер шины разделитель, а затем используйте подземный конвейер, чтобы вытянуть ресурс с шины и затем доставить куда нужно.
Если вы делаете отвод с середины шины, используйте подземные конвейеры уже не для отвода, а для самой шины в месте отвода.
Я предпочитаю оставлять как минимум 3 свободные клетки вокруг сборочных автоматов вдоль линий отвода – 1 для манипуляторов, 2 для конвейеров. Между сборочными автоматами я ставлю сундуки. С помощью них можно передавать промежуточные ресурсы дальше по линии.
Отвод двух ресурсов
Большинство ваших отводов с шины ресурсов будут в виде одного конвейера, который транспортирует сразу 2 различных ресурса. Это сохраняет место, эффективно и позволяет обеспечить производство до 8-ми различными ресурсами при использовании стандартного дизайна. Т.е. 2 конвейера с каждой стороны сборочного автомата с 2 ресурсами на каждом, забор с которых идёт с обычных и длинных манипуляторов. Имеем 4 конвейера, на каждом 2 ресурса, 4*2=8.
В данном случае ваша цель – создать вот такую структуру: два конвейера снабжают третий с двух сторон, образуя конструкцию в виде буквы Т. Так как каждый конвейер при присоединении к другому может сбрасывать ресурсы только на одну его сторону, в итоге вы получите выходную линию, транспортирующую два разных ресурса.
Самый лёгкий способ сделать отвод на два материала – это начать строить линию с конца, т.е. начав недалеко от сборочного автомата. Достройте конвейер до будущего места выхода с шины, сделайте Т-конструкцию и убедитесь, что она выполнена правильно и в данный момент ресурс идёт только по одной стороне конвейера.
Затем добавьте отвод второго ресурса к противоположному краю Т-конструкции.
Балансировка
После того, как вы сделали отвод от шины, вам нужно снова перебалансировать ресурсы, чтобы на линии, с которой вы только что сделали отвод, их количество не начало уменьшаться дальше по шине.
На двухлинейной шине (вроде той, где идёт пластмасса или сталь) для этого используйте обычный разделитель. На четырёхлинейной шине вам нужно сделать так, чтобы самая дальняя линия от той, от которой вы сделали отвод, наполняла последнюю ресурсами. Следовательно, понадобится 3 разделителя, чтобы перераспределить ресурсы обратно на линию.
Если ресурсы на ваших линиях хронически не сбалансированы, рассмотрите вариант установки вот такой «правильной» балансировочной конструкции:
Ещё один пример отвода двух ресурсов с шины:
Скажите нет подземным отводам!
Если вы используете «быстрый и корявый» метод с подземным конвейером для забора ресурсов с шины, имейте ввиду, что тогда вы заберёте ресурс только с одной стороны конвейера, что приведёт к серьёзным проблемам с балансом, поскольку разделитель после этого не сможет заново отбалансировать ресурс.
…хотя, иногда подземные конвейеры полезны
Единственный подходящий случай для использования подземных конвейеров на шине – это когда вы хотите разделить линию с двумя ресурсами и легко добиться хорошей проходимости (один фильтрующий манипулятор этого не обеспечит).
Отделение одного ресурса:
Разделение двух ресурсов:
Примеры производственных линий
Несколько примеров производственных линий, берущих ресурсы с шины.
Красные и зелёные научные колбы
Красные колбы требуют для создания шестерни и медь.
- Потребуются следующие сборочные автоматы: 1, производящий шестерни, и 6-8, производящих красные колбы.
- Поставьте автоматы в одну линию. Расположите с одной стороны 2 линии конвейеров, с которых они будут брать ресурсы. Расположите с противоположной стороны одну линию, на которую они будут выкладывать красные колбы.
- К автомату, собирающему шестерни, поставьте 2 быстрых манипулятора, которые будут забирать железные листы с ближней половины прилежащего конвейера, и ещё один, который будет выкладывать готовые шестерни на его дальнюю половину. К каждому сборщику красных колб поставьте один обычный и один длинный (красный) манипулятор на забор ресурсов.
- На дальний от сборщиков конвейер отведите медные листы в две линии.
- На ближний к сборщикам конвейер отведите железные листы в одну линию на ближнюю к сборщикам половину (это важно!), как на скриншоте ниже.
Зелёные колбы требуют для создания конвейеры и манипуляторы.
- Расположите сборщики: 1 для создания шестерней, 1 для создания конвейеров и 1 для манипуляторов, и затем 8-10 сборщиков зелёных колб. Расположите их с отступом в одну клетку от красных колб на конвейере – зелёные колбы займут его другую сторону.
- Расположите 2 ряда конвейеров вдоль производства шестерней, манипуляторов и конвейеров, и добавьте поворачивающий конвейер, который ведёт к сборщикам зелёных колб, как на скриншоте ниже.
- Расположите манипуляторы, как на скриншоте ниже. Длинный понадобится только для сборщика шестерней.
- На дальний входной конвейер отведите зелёные схемы.
- На ближний входной конвейер отведите железные плиты. Убедитесь, что они идут на ближней от сборщика лини (это важно!)
- Готово! Два вида колб начинают эффективно производиться и отправляются по одному конвейеру.
Конвейеры
Для того, чтобы сделать быстрое и эффективное производство конвейеров, следуйте инструкции:
- Расположите сборщики по сеточному шаблону, как показано на скриншоте ниже, добавив конвейеры, манипуляторы и электрические столбы.
- Сундуки около каждого сборщика отправляют произведённые конвейеры как промежуточный ресурс дальше по линии и одновременно создают место, откуда их при необходимости можно забрать. Сначала это железные сундуки, а позже их можно превратить в сундуки пассивного снабжения и сундуки запроса.
- Отведите с шины железо (в двух местах для лучшей пропускной способности) и половину конвейера зелёных электросхем. Если у вас ещё нет красных электросхем, ничего страшного – просто запланируйте на будущее.
- Убедитесь, что оставили место для трубы со смазочной жидкостью, чтобы направить её для питания сборщиков синих конвейеров.
Модули
Производство модулей организовать относительно легко.
- Отделите полный конвейер красных электросхем и сделайте его ближним к сборщикам, так как их потребуется больше всего.
- Отделите линию с зелёными и жёлтыми электросхемами.
Как держать шину в порядке
- Убедитесь, что вы балансируете ресурсы после того. как делаете отводы с шины.
- Делайте апгрейд конвейеров по мере того, как требуется бОльшая проходимость (я обычно пропускаю красные и потом сразу улучшаю до синих, чтобы не менять по 2 раза).
- Самый лёгкий путь апгрейда конвейеров – это просто бежать вдоль линии, зажав клавишу мыши, расставляя конвейеры поверх существующих. Подземные конвейеры также можно улучшать, просто поставив на них сверху более продвинутую версию.
- Когда вы откроете дронов, можно будет легко расширять шину с помощью чертежей.
- Добавляйте больше производства для заполнения шины промежуточными ресурсами: медными/copper и железными/iron плитами, сталью, зелёными электросхемами и другими.
- Между линиями расположите на земле бетонные или каменные блоки – они увеличат вашу скорость передвижения по ним.
- Если вам понадобится дополнительный промежуточный ресурс, который используется для создания очень небольшого количества ресурсов (вроде камня, каменных блоков или угля), то либо запустите дополнительную линию сбоку от шины, заканчивающуюся в месте производства, либо отправляйте эти ресурсы с помощью дронов и сундуков запроса.
Наука и шина ресурсов
Производство исследовательских пакетов, или, проще говоря – разноцветных колб, может быть эффективно организовано в виде расширяемой системы на основе отвода от шины.
В данном примере у меня 64 лаборатории, которые работают благодаря серьёзной пропускной способности основной шины. Кроме того, всё это связано проводами и подключено к выключателю питания, что позволяет выключить производство, когда исследование завершено.
Отключение от шины
Когда потребность в ресурсах становится слишком большой, вы можете отключить одно из производств от шины и начать снабжать его с других источников. Некоторые игроки в таких случаях ставят отдельную шину в стороне от основной или транспортируют эти ресурсы на поездах.
Например, я снабжаю мою сборку зелёных электросхем с помощью 3-х линий железных плит и 4-х линий медных плит. Всё это отдельно от основной шины. На скриншоте отдельная шина отмечена как Green Circuit Bus.
Примеры на скриншотах
Со временем я построил много разных фабрик… вот некоторые примеры шин ресурсов, которые я использовал.
Спасибо за прочтение! Это переведённый и адаптированный гайд от игрока KatherineOfSky