Найти тему
Илья Варламов

Очень крутая Барселона

Фото: Logan Armstrong / Unsplash
Фото: Logan Armstrong / Unsplash

Когда только начали появляться первые полностью пешеходные улицы, многие были уверены, что это путь в никуда. "Город просто не может существовать без машин! Кому нужны все эти улицы с кафе и ресторанами, если до них нельзя доехать на личном автомобиле?" Но потом оказалось, что на пешеходных улицах все любят гулять, как пешеходы, так и заядлые автомобилисты, и сегодня даже в небольших российских городах есть свой "Арбат", на который местные обязательно ведут родственников и знакомых из других мест.

Несмотря на это, взрывного роста количества улиц без машин у нас не произошло. Пешеходные улицы по-прежнему воспринимаются многими как некие парки, в которые можно сходить отдохнуть, но невозможно развернуть в масштабах всего города.

При этом в мире не стали останавливаться на создании отдельных пешеходных улиц – пешеходными постепенно становятся целые районы и города, причем особенно активно преобразования стали происходить во время коронавирусного кризиса. В Европе активно начали обустраивать новые пешеходные зоны и велодорожки. Люди вдруг осознали, что жить можно иначе, без машин, в удобных и экологически чистых городах. И на достигнутом никто не останавливается.

В Барселоне городские власти собрались превратить каждую третью центральную улицу в зелёную зону, свободную от автомобилей!

Городской совет города планирует преобразовать 21 улицу и 21 дорожную развязку в центральном густонаселенном районе Эшампле в парки и общественные пространства, куда не будет доступа автомобилям.

Не нужно думать, что это местный эксперимент в небольшом районе города. Эшампле возник в XIX веке и между Старым городом и множеством маленьких городов, ранее окружавших Барселону, а в XX веке район стал наиболее населенным в Барселоне. Сегодня там проживает больше 260 тысяч человек. Представляете, если бы в центре одного из российских городов кто-то предложил треть улиц сделать полностью пешеходными?

-2

Одна из основных идей властей – обеспечить каждого жителя безопасным открытым зеленым пространством в пределах 200 метров от его дома. Общая площадь новых пешеходных территорий будет около 334 тыс. квадратных метров, что должно также помочь столице Каталонии решить проблему загрязнения воздуха.

-3

Городские власти заявили, что продумают доступ общественного транспорта к новым пешеходным территориям, то есть совсем без транспорта никто не останется.

-4

Понятное дело, что столь масштабные преобразования не происходят быстро. Ожидается, что на создание пешеходных улиц уйдет около 10 лет, работы хотят начать в 2022 году. Преобразование района — это часть генерального плана Superillas, который появился еще в 2016 году и сейчас получил свое дальнейшее развитие.

Круто, что сегодня во многих городах активно меняется подход к формированию городской среды. Чаще всего именно хорошие общественные пространства в виде пешеходных улиц формируют лучшие впечатления о городе.

Фото: Edu Bayer, Городской совет Барселоны / dezeen
Фото: Edu Bayer, Городской совет Барселоны / dezeen

В России подобные предложения до сих пор повергают в ужас как водителей, так и представителей власти. Обычно в ход идут тезисы о XXI веке, удобстве, климате и так далее. Но рано или поздно все изменится. Коронавирус закончится, люди снова поедут отдыхать в Европу, посмотрят, как изменились там города, и, может, наконец зададутся вопросом: "А почему так нельзя сделать у нас?"

При подготовке поста были использованы материалы dezen.