Как бы планы ты не строил,
Не сворачивал с пути,
Не стремился против воли,
От судьбы, знай, не уйти.
Помни ты о божьей воле -
Жизнь - судьбы веретено.
Свыше жребий уготован
каждому из нас давно.
Таня Черненко (с)
Павел Павлович Рокотов впервые за 10 лет с того времени, как стал главным редактором еженедельника «Свежим взглядом», шёл на работу пешком. Водитель был в отпуске, своя машина сломалась, а заниматься ремонтом нет времени. Поэтому он решил вообще отказаться от транспорта. И даже был доволен этим обстоятельством. Ведь как приятно утречком пройтись по свежему воздуху. Да и до редакции каких-то минут 20 пешим ходом. Заодно и вес можно сбросить. А то засиделся без движения в редакторском кресле. Одно омрачало: лето - самая тяжёлая пора. Сотрудники один за другим начнут уходить в отпуска.
- Мужчина, вы не подскажете, как дойти до редакции «Свежим взглядом»? - прервал невесёлые мысли Павла Павловича поравнявшийся с ним молодой человек.
- Отчего же не подсказать. Именно туда я и направляюсь.
- Вот удача! А то после пяти лет учёбы в Москве родной город показался мне знакомым незнакомцем. Многое здесь изменилось. Вот и редакция «СВ» раньше на другой улице находилась.
- Да, мы переехали в новое здание. А где же вы учились?
- В литературном институте. Месяц назад окончил, отдохнул немного, пора и на работу устраиваться.
- Вот мы и пришли. Я, собственно, главный редактор интересующего вас издания. Пройдёмте в мой кабинет и познакомимся поближе.
- Ну-с, молодой человек, представьтесь. Как звать-величать и почему выбор ваш пал именно на литературный институт? Мечтали стать писателем?
- Я - Егор Неверов. В детстве много читал, но мечтал стать лётчиком. Однако не прошёл медицинскую комиссию из-за плохого зрения. А в литературный институт попал волею судьбы. Туда хотел поступать мой друг и предложил мне, поехали, мол, вместе. Я и согласился за компанию. Но получилось, что друг недобрал баллов, а я все экзамены сдал на «отлично». Ну из интереса стал студентом. И уже в ходе учёбы понял, что литература — моё призвание.
- Журналистика - это несколько иное, чем литература.
- Это я понял, когда проходил практику в редакции многотиражной газеты. Мне понравилось. И вроде получалось, характеристику хорошую получил. Вот теперь хочу поработать в еженедельнике. Если, конечно, примите.
- Ну, что ж, давайте попробуем. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Лермонтова. По этому поводу планируем опубликовать статью в одном из номеров еженедельника. Вам как литератору и карты в руки. Конечно, будут и другие задания. Посмотрим, что вы можете. Тогда и решим вашу судьбу.
- Моя судьба уже предрешена свыше.
- Вы фаталист?
- Назовите это, как хотите, но я просто верю в судьбу и доверяюсь ей в ответственные моменты. На всё воля Божья.
- Вы такой молодой ещё человек, а рассуждаете как умудрённый жизненным опытом. Откуда такая предубеждённость?
- Из литературы. Взять Лермонтова, например. В его судьбе случались странные совпадения, которые заставляют поверить в неотвратимость судьбы. При рождении акушерка предрекла, что он умрёт не своей смертью. Известно также, что он фактически рос сиротой. Мать маленького Миши рано умерла. Отцу не было дозволено оставаться в семье, так как бабушка всегда была против брака своей дочери с этим человеком. Поэтому забрала внука к себе на воспитание.
Была она довольно властной женщиной, за что дед не любил её. Да и сам был не в меру упрям. Даже в своей нелюбви к жене был упрям до такой степени, что однажды назло ей отравился прямо за новогодним столом. А она в такой трагический момент лишь произнесла: «Собаке собачья смерть».
Фатальным образом эта фраза была адресована 26-летнему Михаилу Лермонтову: прозвучала она из уст царя Николая I, когда тот узнал о гибели поэта на дуэли с отставным майором Мартыновым.
Разговор на этом месте прервала секретарша:
- Пал Палыч, журналисты толпятся у приёмной в ожидании планёрки. Что им сказать?
- Приглашайте, - коротко бросил редактор.
Дождавшись, когда сотрудники рассядутся по своим местам, сказал:
- Коллеги, прежде чем начать планёрку, представлю вам присутствующего здесь молодого человека. Это Егор Неверов, выпускник Московского литературного института. Хочет попробовать себя на журналистском поприще. Для начала я дал ему задание написать статью о Лермонтове в связи с приближающейся юбилейной датой. Как я понял из предварительной беседы с Егором, ему близко творчество поэта, особенно пятая часть «Героя нашего времени» - «Фаталист».
- Почему именно «Фаталист»? - полюбопытствовала корректор Зиночка, глядя прямо Егору в глаза.
- Потому что я разделяю идеологию фатализма, блестяще описанную в этом рассказе.
- И в чём, по-вашему, суть этой идеологии?
- В неотвратимости судьбы, в том, что в жизни каждого человека всё заранее предопределено.
- Кем?
- Таинственной силой и, если хотите, роком.
- Я ничего не хочу, - не унималась Зиночка. - Потому что мы живем не во времена Лермонтова, а в 21 веке.
- Это не имеет ровным счётом никакого значения. Фаталистическое мировоззрение существует независимо от времени.
- А вы сам не фаталист случайно?- подключилась к разговору заведующая отделом писем Татьяна Липская.
- Отчасти- да!
- Фаталист нашего времени, - фыркнула Зиночка.
- Коллеги, на тему фатализма можно рассуждать бесконечно, но нам пора за работу, - прервал разговорившихся сотрудников редактор. - Выпустим очередной номер еженедельника, тогда и продолжим нашу дискуссию.
Валентина ЗАЙЦЕВА
А вы верите в неотвратимость того, что предначертано судьбой? Или человек сам хозяин своей жизни? Жду ваши отзывы, дорогие читатели!
Интересно продолжение? Подписывайтесь на наш канал!