Встретились как-то Платон и Аристотель. Платон увидел ребёнка в детской люльке и говорит: “Как думаешь, получаем ли мы знания о мире с момента нашего рождения? Лично я считаю, что душа, до момента воплощения в человеческом теле пребывает в царстве идей и знает о мире всё. Этому младенцу всего лишь нужно припомнить то, что было известно ему ранее. Ты только посмотри, как он улыбается во сне”.
В ответ на это недоумевающий Аристотель отвечает: “Учитель, вам было бы полезно припомнить, что следует разбавлять вино до его употребления. Перед нами лежит новорожденный. Ему не ведомы ни логика, ни математика, ни другие дисциплины. В настоящий момент его больше интересует пропитание, чем всё остальное. Сознание этого малыша - tabula rasa, оно подобно чистой дощечке для письма. В достаточной степени сформировавшись он начнет получать опыт, открывая для себя мир. Однако знание вне опыта - невозможно”.
Проходящий мимо Декарт заинтересовавшись предметом спора решил присоединиться. “Не перечь старшим, Аристотель! Врожденные знания требуют запуска, иначе они могут быть никогда не выражены. Поэтому опыт - это не источник знаний, а катализатор открытия знания” - высказался Декарт.
“Ум человека рождается пустым, этот младенец волен формировать свою собственную душу” - звонко произнес Джон Локк. “Откуда на чистой доске появляются буквы? Откуда человек получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта!”.
Тем временем ребёнок проснулся и начал истошно рыдать. К беседующей группе подошел Кант: “Позвольте выступить с позиции примирения сторон. На мой взгляд, мы можем разделить познание на несколько категорий: априори и апостериори. Первым понятием мы обозначаем те знания, которые доступны нам вне всякого опыта, например сведения о времени или массе тела. Второму понятию подчинены те знания, которые мы получаем опытным путем, например язык, которому вскоре обучится этот малыш. Таким образом…”.
“Что здесь происходит? Что вам нужно от моего ребенка?!” - воскликнула подбегающая к младенцу мать, прерывая рассуждения Канта.
“В сущности ничего, милая леди, мы…” - попытался объясниться Локк, но получил оплеуху от разгневанной женщины.
“Пошли отсюда вон, и чтобы духа вашего здесь не было!” - прокричала мама, начав успокаивать ребенка.
Беседа оказалась прервана, философствующие мужчины спешно скрылись с места. Стоящий неподалеку Стивен Пинкер провожал их взглядом и тихо приговаривал: “Спор еще не закончен”.
#философия #образование #наука