Талантливый молодежный мистический слешер, мастерски владеющий киноязыком хоррор-классики 70-90 годов, но не идущий по постмодернистской дороге «Крика». Это понятно уже по двум экранизациям книг Роберта Стайна: «Улица страха. Часть 1: 1994» и «Улица страха. Часть 2: 1978». На очереди «Улица страха. Часть 3: 1666».
Новое имя в хорроре — Сара Файер
Действие происходит в городке Шейдисайд, находящемся под гнетом проклятия 17 века, наложенного ведьмой Сарой Файер. Здесь часто еще вчера приличные обыватели слетают с катушек, становясь мрачными серийниками, каждый из которых мог бы потянуть сольный слешер.
Постоянные беды психологически и социально давят на горожан, говорят даже, что из этого места не выбраться. А рядом процветает Саннивейл, жители которого считают соседей мрачными лузерами, оправдывающими древними легендами собственную никчемность.
В первой части в 1994 году главные герои — старшеклассница Дина и ее подруга Сэм, случайно подцепившая проклятие Сары Файер. Теперь за Сэм, Диной и ее друзьями гоняются герои слешер-историй из прошлого, воскресшие по воле ведьмы и почти бессмертные.
В приквеле про 1978 год мы увидим историю юной Си Бёрман, единственной выжившей после проклятия ведьмы и дотянувшей до 90-х. Напасти приключаются в летнем лагере «Найтвинг», по которому бегает с топором один из сотрудников, попавший под влияние Сары Файер.
Пропадать, так с музыкой
Конечно, это ностальгическое ретро. Можно получать удовольствие от реконструкции предметной среды, начиная с эффектной сцены с продавщицей из видеопроката и заканчивая чатом на допотопном «пентиуме». Можно оценивать костюмы, надписи на постерах и прочую дребедень. И, конечно, угадывать мелодии!
С саундтреком так плотно, что дальше некуда. Желание поставить весь репертуар MTV тех лет от Fear of the Dark группы Iron Maiden до Creep от Radiohead доходит до такого, что за проезд камеры по раздевалке или школьному автобусу мы слышим сразу несколько смиксованных хитов.
Во второй части тоже хороший трюк: экспозицию истории в 1994 году мы смотрим под The Man Who Sold the World «Нирваны», а в трогательной кульминации в 1978 году звучит та же песня, но уже от Дэвида Боуи.
Но при всей стильности и ревайвл-наворотах во славу слешера прошлого века эти фильмы претендуют на большее (не зря же они по книгам).
За Шейдисайд!
Постмодерн не лезет изо всех щелей, как в «Крике» (хотя тренировалась режиссер Ли Джаньяк на сериале «Крик») и подобном кино. Это вполне четкий молодежный слешер, а не стебная игра с переворотом жанровых правил. При свойственной жанру беспечности фильм достаточно серьезен, неглуп и романтичен.
Здесь есть не только плоть и кровь, но и душа — истерзанная душа жителей Шейдисайда. Как часто бывает с хорошей провинциальной готикой, здесь не забывают про драму маленького человека, а проклятие ведьмы в местами выходит на уровень социальных аллегорий.
Бывает, что под боком у Нью-Йорка депрессивный Ньюарк с проклятой водопроводной водой (на самом деле это все свинец) и кучей других проблем. А еще есть Детройт, где на площадях распахали грядки под овощи. Или Новый Орлеан, подвергшийся почти библейским напастям.
Не у каждого есть материальные возможности свалить в место получше. Не у каждого есть душевные силы расстаться со страдающей малой родиной, даже в США с их высокой миграцией (в России — тем более).
Герои измучены и изломаны своим Шейдисайдом, но не могут его оставить. И постепенно меняются их мотивы — от самозащиты к обороне города и мести. Очень хорош спич «За Шейдисайд!» Райан Симпкинс.
Тот случай, когда молодежные нонконформизм и социальное бунтарство направлены на трудную, но четкую мишень, выглядят эффектными и небесполезными. В итоге «Улица страха» легко встает на полку рядом с «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна» и роднится с популярными в наше время общественно-политическими хоррорами Джейсона Блума.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 15)
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 7)
Самые крутые комедийные хорроры за последние два года (часть 3)