Найти тему

Солярис: классика научной фантастики или устаревшая литература?

Оглавление

Есть книги, названия которых вечно попадаются нам на глаза и остаются с нами навсегда где-то на уровне подсознания. Иногда мы знаем сюжет полностью, как например, в “Ромео и Джульетте”, а иногда мы знаем только название. Так случилось, что “Солярис” Станислава Лема попал именно во вторую категорию для меня и для людей, которые вступили в мой книжный клуб.

Именно глубокое подсознание участников выбрало “Солярис” из пяти предложенных вариантов, потому что оно было узнаваемо. И здесь можно, наверное, сказать, что судьба сыграла с нами злую шутку. Причиной этого стал тот факт, что киноиндустрия совместно с современной машиной книгопечатания напичкали потребителей уже таким количеством красивых картинок и эффектных историй, что “Солярис” со своей огромной “научной” базой и небольшим любовным отступлением просто померк на этом фоне.

Вроде бы что сложного: далекое будущее, космос - все стандартно, две звезды (красная и синяя - так вот откуда у Морфиуса две таблетки), между ними планета, которая должна по законам физики уже сгореть, но практически всю поверхность этой планеты занимает океан, который впоследствии оказался неким разумом. Именно он не дает планете погибнуть. И вот отважные люди, которым не сидится на месте, раз за разом штурмуют планету и пытаются установить контакт с океаном. С момента открытия Соляриса проходит уже сто с лишним лет, и тут, наконец, на исследовательскую станцию прилетает Крис Кельвин - психолог. Он и обнаруживает, что из-за последних запрещенных какой-то там конвенцией экспериментов океан научился воссоздавать людей из памяти сотрудников станции. И теперь они стали подопытными.

Если говорить чисто о сюжете, то три уже существующие экранизации говорят о заинтересованности людей в подобном мире. Но вот книга… Она набита таким количеством терминов и “научных” подробностей, что под это можно только мерно храпеть на задней парте. Почему? А потому что, когда Лем писал свой вечных хит, разговаривать обычным языком было не модно, ты не настоящий автор фантастики, если не выдумал пару тройку новых слов и не написал про аннигилятор и сателлоид. Это главная трудность романа, потому что в современном мире столько научных слов встречается только в инструкциях (которые никто не читает) или в специализированной литературе. Нынешняя фантастика уже больше работает вокруг сюжета, а атмосфера создается благодаря паре научных слов, а далее обычным описательным методом. С этого угла “Солярис” полностью устарел, и вызывает безудержный восторг только у тех, кто читал фантастику с самых ее азов.

Но есть и другая сторона вопроса - идейная. Почему классика становится классикой? Потому что в ней содержатся вечные идеи, которые через, сколько бы лет ты не взял книгу, все еще актуальны. Например, насколько хорошо работают этические нормы для людей, которые хотят достичь своих целей. Когда-то резать мертвых людей было нельзя, теперь это норма. Сейчас нельзя проводить опыты над животными, хотя долгое время это тоже было нормой. Люди идут вперед семимильными шагами, но все еще не могут разобраться в себе. Даже мозг задействовать хотя бы на половину, мы пока не научились. А как же тогда нам изучать другие планеты? Если мы все рассматриваем со своей колокольни, при этом у каждого она своя. Мы не можем понять существ одного с нами вида, а лезем на звезды, чтобы что-то там изучить. Здоровый реализм или непомерные амбиции?

Эти размышления в “Солярисе” делают его классикой, которая сейчас читается очень сложно, но все равно не теряет своей идеи. И только ради этих мыслей уже стоит ознакомиться с самым известным произведением Станислава Лема, чтобы вспомнить о том, что в первую очередь человеку надо обратить внимание на себя, а уже потом лезть к другим. “Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами”.

Уже прочитали? Заходите обсудить в чат.

Понравилась статья? - "Подписаться" здесь->

И не забудь - поставить лайк 👍