В предыдущих публикациях, посвященных советским грузовикам, мы вскользь коснулись вопроса экономического подъема СССР 1960-х - 1970-х гг. Именно на эти годы выпало золотое время автогиганта ЗиЛ. Но любое предприятие, даже самое крупное, не может обойтись без смежников. В сегодняшней статье мы поговорим об одном из крупнейших смежников ЗиЛа - Уральском автомоторном заводе, заводе который из смежника вырос в полноценного производителя автомобилей, его развитии и бесславной смерти.
Как уже было сказано ранее в середине 1960-х Завод имени Лихачева являлся флагманом отечественного машиностроения. Поставленный в 1962 году на конвейер грузовик ЗИЛ-130 быстро стал главной моделью завода, объемы производства которой с каждым годом увеличивались. Дальнейшее увеличение объемов выпуска могло привести к критической нехватке ряда комплектующих и последующей нехватки запчастей для ранее выпущенных машин, в связи с чем руководством Министерства автомобильной промышленности СССР в 1967 году было принято решение о создании в закрытом городе Свердловск-44 (в настоящее время Новоуральск) филиала ЗиЛа по выпуску запасных частей и агрегатов к автомобилям ЗИЛ-164, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130. Директором нового предприятия был назначен К.В Маврицкий. Уже в апреле 1968 года был сдан первый цех завода, в него было установлено оборудование, а в октябре того же года была выпущена первая продукция - мосты для полноприводных грузовиков ЗИЛ-157.
В дальнейшем, в период до 1975 завод был полностью достроен и введен в действие на полную проектную мощностью. На предприятие с головного завода ЗиЛ было передано часть оборудования, в результате чего завод приступил к выпуску таких агрегатов как двигатели, мосты, кабины и др. В июле того же года завод был переименован в Уральский автомоторный завод.
В 1977 году на на УАМЗе был введен в строй цех сборки автомобилей, после чего завод превратился в полноценное автосборочное предприятие. Первой серийной моделью завода стал полноприводный грузовой автомобиль ЗИЛ-157КД. В то время данная машина уже считалась морально и физически устаревшей, однако по своим характеристикам вполне устраивала целевого заказчика - Министерство обороны СССР. Именно поэтому было принято решение о переносе выпуска устаревшего грузовика с головного конвейера ЗиЛа, на конвейер нового филиала.
Уже в 1978 году заводом было собрано 163 машины, в 1979 году - 2591, в 1980 - 7045 автомобилей. Ко второй половине 1980-х гг. завод вышел на пиковую мощность и стал выпускать по 18 тысяч машин ежегодно. Интересно, что завод не просто выпускал вроде бы устаревшие грузовики, но и пытался их модернизировать путем установки новых агрегатов и оборудования. Так в 1984 году совместно с головным ЗиЛом, заводом была разработана модификация ЗИЛ-157КДМ, представляющая собой двигатель, трансмиссию и мосты от ЗИЛ-157, установленные на раму грузовика ЗИЛ-131.
В 1987 году Уральский автомоторный завод, параллельно с выпуском ЗИЛ-157КД, освоил выпуск грузовика ЗИЛ-131Н, причем по ряду узлов машины были унифицированы между собой. С таким модельным рядом завод подошел к распаду СССР. Потрясения страны сильно ударили по предприятию. Прежде всего практически прекратились заказы от Министерства обороны, которому уходила львиная доля продукции завода. Для того, что бы остаться на плаву в 1992 году заводом был освоен выпуск специальных погрузчиков и снегоуборочных машина на базе все тех же ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131.
В том же 1992 году завод проходит процедуру акционирования, после чего крупнейшим держателем акций предприятия становится все тот же ЗиЛ. К 1993 году завод становится полноценной дочерней компанией АМО ЗИЛ. в тот же году по причине низкого спроса и полного морального устаревания завод прекращает выпуск ЗИЛ-157. В это же время УАМЗ приступает к выпуску грузовика ЗИЛ-130 (к тому времени получившего новое наименование ЗИЛ-431410), причем новые грузовики производятся заводом с оперением кабины ЗИЛ-131. На долгие годы эта модель автомобиля становится базовой для предприятия.
Экономический кризис 1998 года нанес серьезный ущерб как по УАМЗу, так и по головному заводу АМО ЗИЛ. К 2000 году количество произведенных заводом автомобилей стремительно падает. В 2002 году предприятие первый раз признается банкротом. В связи с банкротством, АМО ЗИЛ (к слову сам испытывающий в те годы не лучшие времена) избавляется от убыточного актива. Завод переходит под контроль Банка "Северная казна". В 2004 году предприятие проходит реорганизацию, претерпевает смену наименования - ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР).
Первое время после смены собственника дела у завода шли неплохо. Привлеченные банком инвестиции позволили заводу приступить к выпуску недорогой пользующейся спросом коммунальной техники на базе 130-го семейства. В 2004 году между УАМЗом и индийской компанией Tata Motors было достигнуто соглашение о сборке на его мощностях грузовика Tata-407 под обозначением АМУР-4346. Договор предусматривал выпуск до 7 тысяч машин в год, однако данная модель так и осталась мелкосерийной, несмотря на то что производилась до 2008 года.
Параллельно с этим завод пытается разрабатывать собственные модели на основе хорошо знакомых ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (АМУР-531350 и АМУР-531340 соответственно). Итогом этих работ стали многочисленные проекты двух- и трехосных грузовиков, различной грузоподъемности и назначения, имеющих как капотную и бескапотную компоновку. Однако ни одна из моделей так и не стала серийной. Различные варианты машин можно увидеть в галерее ниже.
В 2007 году ЗАО "АМУР" начинает новый проект по сотрудничеству с китайскими автопроизводителями Geely и Great Wall, по выпуску легковых седанов и внедорожников. В период 2007-2008 гг. заводом произведены опытные партии легковых машин, после чего крест на этой программе ставит экономический кризис 2008 года. В этот же период времени окончательно завершается сотрудничество с Tata Motors, после чего завод остается с кризисом один на один имея в модельном ряду одну машину - АМУР-531350. Однако небольшой спрос на данную модель еще некоторое время поддерживает предприятие на плаву.
В 2010 году в СМИ появляется информация о заключение между ЗАО "АМУР" и компанией Renault Trucks соглашения о создании на базе завода площадки для производства грузовых автомобилей Renault Midlum. Однако уже через месяц данный проект замораживается, завод повторно признан банкротом, начинается его агония, производство на заводе полностью останавливается. Начиная с 2016 года начинается реализация имущества предприятия с целью погашения имеющихся задолженностей перед кредиторами и выплате задолженностей по заработной плате сотрудникам. В начале 2020 года реализация имущества предприятия окончена и начат снос цехов некогда преуспевающего предприятия - Уральского автомоторного завода.
Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, у нас будет еще много интересного! С уважением, авторы канала АвтоЗарисовки!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов.
Другие публикации нашего канала:
Самый престижный автомобиль коллекции Брежнева - Mercedes-Benz 600 Pullman
ЗиЛ-133: незаслуженно забытый трудяга.
Fiat 124 Sport Spider. Родственник "Жигулей" от Pininfarina
8 серия или Gran Turismo по-баварски: BMW E31