Дэмьен Хёрст, известный своими скандальными произведениями, в очередной раз показал себя с неожиданной стороны. Он знаменит как эпатажный художник, буквально идущий по лезвию бритвы над зияющей пропастью безвкусия и пошлости, но никогда не падавший в нее. Вспомним хотя бы его знаменитые черепа, инкрустированные бриллиантами, или тушу настоящей акулы, заспиртованной в огромном аквариуме. Эта акула была продана, к слову, за 12 млн долларов.
Недавно я писал статью "Потрясающая выставка-мистификация Дэмьена Хёрста", там можно узнать, какая новая грань художника открылась глазам потрясенных зрителей. И вот - новая выставка под названием "Вишня в цвету".
Она открылась 6 июля этого года в парижском Фонде Cartier. Хёрст опять удивил. Если вы ждете от этой экспозиции очередного эпатажа или какой-то подставы, то будете поражены тем, что ничего такого в данном случае нет. Художник просто показал вишню в цвету, как и декларировано в названии выставки. Здесь можно видеть 30 картин, каждая из которых показывает цветущую вишню и не более того. Это дерево, как известно, цветет простыми, но красивыми бело-розовыми цветами, вот их-то и изобразил Хёрст, притом на фоне безоблачного голубого неба.
Так мило.
Глядя на эти картины, у зрителя даже возникает ассоциация с работами импрессионистов. Хёрст как бы говорит, что он - не просто автор скандальных инсталляций, но действительно художник, умеющий красками передать красоту мира. Кроме того, этой серией работ он продемонстрировал свой лиризм.
Вот что сказал сам Хёрст:
«Когда ты рисуешь цветущие ветки, в первую очередь они выглядят как плохая версия Хокни. И я подумал: черт, может, это катастрофа? Но потом я продолжил работать над серией, убирая ветки тут, добавляя там. Они казались чем-то между реалистичным и абстрактным, что мне очень нравится. Потребовалось довольно много времени, чтобы добиться этого эффекта. Помню, как мама рисовала цветущую вишню в саду, когда мне было лет пять-шесть».
Серию из 30 картин Хёрст писал в своей лондонской студии в течение двух лет и, как он говорит, делал это сам, не прибегая к помощникам (хотя обычно он работает вместе с ними). Но кстати, обращение к живописи у него бывало и раньше, например, в 1986 году он создал примерно тысячу точечных картин, то есть просто утыкал точками холсты. Кроме того, он писал черепа и бабочек, а в 90-е годы делал круглые картины, которые он писал на вращающемся столе.
Но все эти опыты были все же своего рода инсталляциями, а "Вишня в цвету" - картины как они есть.
Можно ли надеяться, что Хёрст удивит нас потом очередной неожиданной гранью своего творчества? Думаю, что опытный эпатажник не успокоится и, конечно, удивит.
В завершение статьи хочу вспомнить пару его знаменитых произведений. Вот пресловутая акула, о которой я писал выше. Произведение называется длинно - «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Этот объект был создан в 1991 году и стал первой работой серии «Естественная история». В 2005 году первоначальная акула начала портиться, и ее заменили другой, вызвав бурную дискуссию об уникальности произведения искусства.
И еще одна работа Хёрста - инсталляция, в которой он воспроизвел свою студию, захламленную всякими вещами, включая бокал вина, чашку кофе, краски и т.д. В 2001 году произведение было выставлено в Лондоне в галерее Eyestorm. Утром в зал пришел уборщик и, увидев такое безобразие, убрался в комнате, рассовав части инсталляции по мусорным пакетам и выкинув в баки. Инсталляцию потом восстанавливали по фотографиям. Этот случай вызвал большой резонанс.
Мда, все-таки согласитесь, что "Вишня в цвету" сильно отличается от прежних выставок Хёрста.
Читайте еще на моем канале:
Показываю недорогое, но элегантное и качественное мужское пальто, которое я купил в "Фамилии"
Глупый розыгрыш беременной жены