Из наблюдений за новостями:
- Яндекс, наконец-таки, купил себе банк. Теперь it-компания будет запускать и развивать свои финансовые инструменты.
(Интересно, что чуть ранее Ozon и Wildberries тоже купили себе по банку).
- Сбербанк провёл технологичную конференцию. (Я ещё больше вдохновилась и приняла решение завести свой smart app. Подала документы, жду одобрения).
Грань между банками, it-компаниями и маркетплейсами размылась окончательно. Мы стремительно зашли в эпоху экосистем.
А где место среди экосистем малого и среднего бизнеса?
Есть ли смысл сегодня стартовать бизнес?
Можно ли конкурировать с сервисами Сбера и Яндекса?
Да, есть смысл стартовать и развивать свой бизнес, но, возможно, стоит немного сдвинуть фокус.
На что именно - вот моё мнение:
1. Стартовать/развивать бизнес с целью продажи в экосистему в будущем.
Т.е. с самого старта держать фокус на привлекательных для инвесторов показателях, а не только на прибыли в моменте.
За прошлый год было несколько крупных сделок в нише EdTech. Экосистемы скупили компании, которые в моменте не приносили прибыль, но с высоким Retention - один из важных показателей в образовательном бизнесе.
2. Стать частью экосистемы. Например, размещать товары на маркетплейсах. Сегодня это мейнстрим для товарки.
3. Обслуживать экосистему. Например, стать рефералом или промоутером системы и вовлекать других пользователей в эту систему, зарабатывая на этом.
Как вы видите себя относительно экосистем?
Больше полезной информации можно найти здесь: https://www.instagram.com/lucheremisina/
или на моём авторском Telegram-канале https://t.me/lu_cheremisina_GHM