Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Барнаульское ВВАУЛ. Пять лет позади, подводим первые итоги

Оглавление

В. К. Штокало

Педагогов, в число которых входят и летчики-инструкторы, за редким исключением невозможно представить без аудитории и студентов, в нашем случае курсантов. Перед тем как приступить к рассказу обо всем этом: об аудиториях Барнаульского ВВАУЛ уже в новом здании УЛО, курсантах, занимающихся в них, педагогах, обучающих их, восстановим хронологию событий.

-2

Отправив курсантов первого набора на полеты, мы с ними временно расстались, обратив ваше внимание на то, что после возвращения их вновь ожидает учеба и подготовка к следующим полетам; этот цикл — учеба, зачеты, экзамены, полеты — будет повторяться ежегодно.

В процессе чтения книги вы достаточно подробно познакомились с этапами становления и развития полков училища и особенностями полетов наших курсантов.

Незаметно в этой череде пролетели пять лет со дня образования училища, и вот настала осень 1971 г. Очень долго (по курсантским меркам) пришлось ждать наступления памятного дня — дня получения диплома об окончании Барнаульского высшего военного училища летчиков. Выпускники 1971 г. были первыми, кому выпала столь высокая честь — в самых мощных в то время вооруженных силах стать представителем летчиков с Алтая, но вначале всех их ждали государственные экзамены. Это была вторая, теоретическая, часть, первую — практическую, летную, все они сдали еще в полках, и вы, читая книгу, получили достаточное количество информации об этом незабываемом и знаменательном событии в жизни каждого и училища в целом.

Особую значимость и торжественность государственным экзаменам в училище еще придавало то, что проходили они в новом здании УЛО. Руководство края, города и строители выполнили свое обещание, и в сентябре 1971 г. была закончена и сдана в эксплуатацию первая очередь нового учебного корпуса.

-3

Читая книгу М. В. Ермольчика «Барнаульское летное», в который раз восхищаешься и преклоняешься перед людьми, взвалившими на себя груз ответственности за укрепление обороноспособности страны. Это была настоящая реформа армии — перевод большего количества военных училищ из разряда средних в высшие, создание новых — все это позволяло поднять боеготовность вооруженных сил на новый уровень, обеспечив их высококвалифицированными кадрами. К нашему величайшему сожалению, этого нельзя сказать о современной реформе, когда достижением считается решение командующего Дальневосточным военным округом посадить офицеров, в том числе и старших, за школьные парты в связи с тем, что они пишут с ошибками рапорта. Об этом с гордостью сообщалось по центральному телевидению всего лишь пять лет назад, чему был лично свидетелем.

Родная армия! Страны оплот и верный страж, В тяжелый рок не знающая пораженья,
Прости, что, несмотря на свой огромный стаж, Познала Ты от реформаторов
такой позор и горечь униженья!

Однако вернемся к событием тех дней и прочтем строки, характеризующие стиль работы руководителей того времени. «В сентябре 1971 г. было закончено строительство корпуса учебно-летного отдела. Чтобы ввести его в строй к на чалу государственных экзаменов по теоретической подготовке первого выпуcка курсантов, член ЦК КПСС, первый секретарь Алтайского край кома партии Александр Васильевич Георгиев на совещании руководителей треста «Барнаулжилстрой» определил конкретные даты окончания работ на каждом этаже, в каждом помещении и в последние две недели лично, непосредственно на стройке, контролировал этот процесс. Ветераны училища не помнят ка кого-либо другого периода в истории нашего вуза, чтобы так много внимания уделялось со стороны местных партийных и советских органов, как в эти годы. Поэтому не случайно, что современный учебный корпус открыл для питомцев училища свои двери в точно запланированный срок. Экзамены по теоретической подготовке курсантов принимались в аудиториях, в которых еще несколько дней назад проводились монтажные и отделочные работы». /Ермольчик М. В. В небе Алтая. – Барнаул, 1987/

Хотя предстоящая проверка знаний и являлась второй частью госэкзаменов, это нисколько не снижало эмоционального напряжения в это время. Пересдачи не могло быть. Как и на полетах, в первом заходе, каждый должен был лично отчитаться за четыре года, проведенные в училище. В дополнение ко всему государственные экзамены в стенах училища, кроме всего прочего, были еще и своеобразной проверкой профессионализма педагогов и правильности разработанной системы получения знаний курсантами (не забудем, ведь все делалось впервые!). Поэтому переживаний с избытком хватало всем — от начальника училища до курсанта. Здесь, конечно, можно возразить, что при сдаче любых экзаменов, и особенно государственных, испытываешь глубокое, сильное волнение. Безусловно, это абсолютно верно, однако, когда все происходит впервые в только что открытом высшем учебном заведении, несомненно, оно более глубоко. Сегодня нет возможности представить на этих страницах подробное описание первых государственных экзаменов в училище, как и фотографий тех лет, и для этого есть множество причин, перечислять которые, считаю, нет надобности. А вот некоторые фотографии более поздних выпусков будут вполне уместны.

-4
-5
-6

Завершились государственные экзамены, закончился «голубой» карантин — ожидание приказа министра обороны о присвоении первых офицерских званий, уже выписаны дипломы, назначен день, приглашены многочисленные гости. По описанию в книге «Барнаульское летное», даже природа тщательно подготовилась к этому дню, вернее, важнейшему событию не только училищного и краевого, но и государственного масштаба, ведь в стране появилась еще одна кузница летных кадров, и как покажет время, готовящая специалистов высочайшего класса.

-7

Теперь же вновь вернемся к событиям октября 1971 г.

«Алтайская осень будто специально для этого события приберегла ясный солнечный день. 26 октября 1971 г. — первый выпуск летчиков-инженеров в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. На плацу училища выстроились четкие шеренги офицеров и курсантов.

Поздравить молодых летчиков с окончанием учебы прибыли главнокомандующий Военно-воздушными силами Герой Советского Союза маршал авиации П. С. Кутахов; член Военного совета начальник Политического управления ВВС генерал-лейтенант авиации И. М. Мороз; командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник М. Г. Хомуло; член Военного совета начальник Политического управления СибВО генерал-майор И. С. Лыков; командующий авиацией Сибирского военного округа Герой Советскою Союза генерал-лейтенант авиации И. А. Куличев; первый секретарь Алтайского крайкома партии, член ЦК КПСС А. В. Георгиев; первый секретарь Горно-Алтайского обкома КПСС Н. С. Лазебный; первый секретарь Барнаульского горкома партии В. В. Поляков; первый секретарь Каменского горкома КПСС Герой Социалистического Труда Е. Е. Парфёнов; первые секретари Славгородского горкома и Калманского райкома партии; другие советские партийные и комсомольские работники.

Замер на плацу строй молодых лейтенантов. Начальник училища полковник А. А. Парфёнов зачитывает приказ министра обороны СССР о присвоении выпускникам воинского звания «лейтенант». Четким строевым шагом подходят молодые летчики к членам выпускной комиссии. Им вручаются дипломы и нагрудные знаки об окончании училища. Первым называется Ленинский стипендиат Александр Федченко. За высокие показатели в овладении науками, летным мастерством он награждается золотой медалью.

Дипломы с отличием получили десять выпускников училища: лейтенанты С. Ильин, С. Булгаков, Г. Тувиков, Г. Арапов, А. Перевалов, Г. Милькин, А. Еременко, В. Тилинин, Л. Киреев, И. Лебедев, В. Голубев.

Молодую смену летчиков-инженеров приветствует и поздравляет командующий ВВС СибВО генерал-лейтенант авиации И.А. Куличев. Он призвал их постоянно совершенствовать боевую и политическую подготовку, летное мастерство, приложить все силы, умения, знания для выполнения исторических решений XXIV съезда КПСС.

Торжествен и величав Ленинский проспект. Чеканным шагом идут выпускники Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков по главной магистрали города. Как и несколько лет назад, после принятия Военной присяги, они и на этот раз направляются на площадь Советов, к памятнику Владимиру Ильичу Ленину. Молодые летчики возлагают к подножию монумента живые цветы. Вместе с ними ветераны авиации: начальник штаба училища полковник Ш. X. Габдрахманов, начальник учебного отдела полковник А. А. Пашковский, начальники кафедр полковники Н. С. Гаврилов, М. В. Земчихин, А. М. Ходорковский, Н. С. Курьеров, преподаватели: офицеры Ю. М. Черепенин, С. Я. Чуриков, В. М. Пантелеев, Е. И. Марушко, Е. М. Иванов, Н. С. Евсеев, Ю. Ф. Чернорот, Ю. П. Трофимов, Н. П. Иваненчук, А. Ф. Мошков, Л. И. Евстафьев и многие другие, которые весь свой опыт и знания на протяжении четырех лет передавали своим питомцам.

Под барабанную дробь колонна подходит к памятнику павшим борцам за социализм. Полыхает на ветру Вечный огонь. Он напоминает о величии дел, свершенных трудящимися Алтая на заре Советской власти.

Замер строй. В присутствии партийных и советских работников, ветеранов Гражданской и Великой Отечественной войн, офицеров Барнаульского гарнизона, многочисленных гостей группа молодых офицеров возлагает венки к памятнику. Дань уважения борцам за власть Советов отдает молодая армейская смена, в эту торжественную минуту еще раз присягает на верность Родине!

Во второй половине дня состоялось торжественное собрание, посвященное выпуску летчиков-инженеров. В своем вступительном слове начальник училища полковник А. А. Парфёнов отметил, что сегодняшние выпускники — это грамотные, хорошо обученные воины авиаторы. В их воспитание немалый вклад внесли партийные и советские организации, все труженики Алтая. От имени выпускников, курсантов и преподавателей училища он заверил партию и Советское правительство в том, что Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков будет и впредь повышать военную, техническую и политическую подготовку курсантов, готовить достойное пополнение для Военно-воздушных сил страны.

С горячим приветственным словом обратился к выпускникам член ЦК КПСС Герой Социалистического Труда первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев. Он рассказал о большой трудовой победе алтайских земледельцев в первом году новой пятилетки, о том высоком политическом и творческом подъеме, с которым труженики края боролись за претворение в жизнь решений XXIV съезда партии. А. В. Георгиев преподнес командованию училища каравай алтайского хлеба в знак нерушимого единства армии и народа.

Затем с речью выступил главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР маршал авиации П. С. Кутахов. Тепло поздравили новый отряд военных летчиков командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник М. Г. Хомуло, директор завода «Трансмаш» депутат Верховного Совета СССР А. З. Колосов, первый секретарь крайкома ВЛКСМ В. В. Кирюшов, представители промышленных предприятий и вузов краевого центра, пионеры и школьники.

Торжественное собрание приняло приветственное письмо Центральному комитету Коммунистической партии Советского Союза и советскому правительству.

По окончании торжеств в крайкоме ВЛКСМ состоялся прием в честь выпускников Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков.

Открыл встречу секретарь краевого комитета комсомола В. Леонтьев. Он поздравил выпускников с окончанием училища, пожелал им дальнейших успехов в воинской службе.

Со словами напутствия к летчикам обратились Герой Советского Союза генерал-майор в отставке Н. Д. Козин, генерал-майор в отставке М. Т. Корначев. От имени выпускников выступил секретарь курсового комсомольского бюро Ленинский стипендиат Алексей Еременко. Он заверил собравшихся, что воспитанники Барнаульского ВВАУЛ будут достойны боевых и трудовых традиций дважды ордена Ленина Алтайского края.

Секретарь крайкома комсомола В. Леонтьев вручил почетную грамоту ЦК ВЛКСМ выпускнику училища Сергею Ильину, которой он был удостоен за отличные успехи в боевой и политической подготовке и активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи.

Многие выпускники были награждены почетными грамотами крайкома ВЛКСМ. Трое из них — Александр Федченко, Сергей Булгаков и Анатолий Перевалов — занесены в Книгу почета краевого комитета комсомола». / Ермольчик М. В. В небе Алтая. – Барнаул, 1987./

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Таким образом, в полки фронтовой бомбардировочной авиации, основным предназначением которой является уничтожение (поражение) группировок (сил) противника и разрушение его наземных (морских) объектов предпочтительно в оперативной глубине, начали поступать летчики с Алтая. Если быть более точным, тогда нужно сказать — главным образом, во фронтовую бомбардировочную, а по сути, во все части и подразделения, где небо покорялось сильным и смелым людям, являющимся гордостью любого государства и нации.

Пожелав счастливого пути первым выпускникам, мы останемся в училище, если быть точнее, в новом здании УЛО для того, чтобы рассказать, как в кратчайший срок это здание превратилось в прекрасный учебный корпус, оснащенный самым современным оборудованием и, что очень важно для курсантов летного училища, многочисленными стендами с действующими авиационными приборами, а также стендами, рассказывающими о тех, чьим трудом это все было сделано — о педагогах и их помощниках.

-19
-20

Итак, как вам уже известно, сам корпус был сдан, дело осталось за малым — выполнить ряд работ, чтобы его помещения приобрели необходимый вид и имели право называться в соответствии со своим предназначением: библиотекой, учебной аудиторией, ангаром для изучения авиационной техники, кабинетом для преподавателей и т.п. Для этого изначально имелись лишь помещения различного размера и объема, все остальное было заключено в сознании людей, одним из которых суждено было стать авторами и идейными вдохновителями всевозможных проектов по оформлению и техническому оснащению кабинетов, другим, совместно с первыми, предстояло все эти идеи воплотить в жизнь, притом не забывая своего главного предназначения — качественного обучения курсантов.

Имея достаточно большой опыт педагогической работы, должен заметить, что это чрезвычайно сложно и нужно быть фанатом своего дела, а также беззаветно любить свое училище, стремясь сделать все возможное для его процветания. Они были именно такими — все наши замечательные педагоги, и не в обиду будет сказано, особенно первые.

Вспоминает выпускник 1982 г. Владимир Шабанов (полковник запаса, военный летчик 1-го класса).

-21

«… В народе говорят: «Не место красит человека, а человек место!». Каким бы замечательным не было наше Барнаульское ВВАУЛ, без преподавателей, которые дали нам глубокие знания и привили самые различные навыки, не было бы того училища, которое мы знаем и любим, которым гордимся.

Вспоминая курсантские годы во время встреч с однокашниками, рассказывая своим детям и другим людям о Барнаульском летном, мы часто восклицаем: «А какие замечательные люди нас учили!!!». И с годами, достаточно много поучившись в разных местах и разному, я все больше убеждаюсь в правоте этих слов. Все познается в сравнении. Вольно или невольно мы всегда сравниваем и после этого делаем определенные выводы.

Поступив в БВВАУЛ и начав обучение, мы, конечно же, сравнивали наших педагогов со школьными учителями. При этом многим из нас казалось, что требуют от нас слишком многого, задают на самоподготовку еще больше, на лекциях ничего не успеваешь записать и, вообще, — все плохо. Однако уже на втором-третьем курсе многие успевали одновременно конспектировать лекцию, готовиться к очередному практическому занятию и читать книгу! В свою очередь, на семинарах умудрялись, правильно построив доклад или ответ на поставленные вопросы, получать заслуженные хорошие оценки и соответственно (что немаловажно) беспрепятственно ходить в увольнение в выходные. А все дело в том, что наши замечательные преподаватели учили нас не только знанию своего предмета, но в первую очередь — как и где добыть эти знания с наименьшей потерей времени, развивали способность систематизировать их, ясно и четко излагать то, что знаешь (а иногда и не знаешь в полном объеме), то есть учили умению учиться! Без преувеличения могу сказать, что именно в этом заключалось большое отличие от общеобразовательной школы и пригодилось в жизни всем без исключения.

Я не припомню ни одного преподавателя, который бы не знал свой предмет, но задачу донести свои знания до курсантов все решали по-разному и различными средствами, что, несомненно, было правильно и естественно, так как в большинстве своем все они были яркими личностями.

Одни, используя самые изощренные способы, создавали такие условия изучения предмета, что не знать его было просто невозможно. В этом первое место, без сомнения, нужно отдать начальнику кафедры АРЭОС полковнику Водилову. Он, очевидно, зная (в отличие от нас, курсантов) способность головного мозга лучше усваивать информацию, если повторять ее в течение ближайшего времени, начинал спрашивать уже в конце лекции, что в совокупности с жесточайшим опросом на практическом занятии, когда он успевал поставить каждому(!) по несколько двоек, приводило к поразительному результату — к началу сессии практически все всё знали, и средний балл на экзамене в классном отделении редко опускался ниже 4,7–4,8!

Другие, такие как начальник кафедры аэродинамики полковник Черепенин, помимо совокупности строгости («На моих занятиях прошу не чихать и не сморкаться! Каждый чих буду воспринимать как чих на аэродинамику, а это — недопустимо!») и искрометного юмора на занятиях («Летит летчик, читает роман Дюма «Три мушкетера», и вдруг восходящий поток…»), добивались знания своего сложного предмета простотой изложения сложных тем («Объясняю по рабоче-крестьянски…»). Кроме того, использовалось здоровое честолюбие будущих офицеров, мечтавших хотя бы в чем-то стать равными с таким Человеком («Кто сдаст мне экзамен по аэродинамике на «отлично» — может открывать дверь моего кабинета ногой и называть меня по имени-отчеству!»).

Третьи подкупали нас отеческим и материнским отношением (ведь было много преподавателей женщин), что было просто неудобно плохо учиться.

Над кем-то из наших наставников мы подсмеивались, наделяя смешными прозвищами: «Перключатель», «Парйон», «Колбаска», кого-то побаивались, кого-то боготворили, но главное — большинство из них пользовались уважением и огромным авторитетом среди курсантов.

Всех нас поражало, несмотря на большую разницу в возрасте, опыте, знаниях и званиях, уважительное отношение к нам, курсантам, искреннее желание научить нас всем премудростям не только летной профессии, но и жизни».

-22
-23
-24
-25
-26
-27

Прочитав эту выдержку из газеты, внимательный читатель вправе задать разумный вопрос. Почему не было акцентировано внимание читателей на такой важной вехе в жизни училища, как присвоение ему имени человека, принимавшего самое активное участие в его создании? Не откладывая дело в долгий ящик, доведем до всех следующую информацию. Постановлением Совета министров СССР от 15 апреля 1974 г., приказом министра обороны СССР от 30 апреля этого же года в целях увековечивания памяти выдающегося советского военачальника К. А. Вершинина училищу было присвоено его имя. Это событие глубоко символично. Еще в самом начале книги мы рассказали о нелегкой судьбе человека, который благодаря своему желанию быть там, где особенно трудно и сложно, придя в авиацию в зрелом возрасте, дважды возглавлял советские Военно-воздушные силы. Четко понимая их значимость в современной войне, Константин Андреевич сделал очень многое для сохранения и развития авиации.

-28

И вот через восемь лет училище, которое своим появлением обязано этому замечательному человеку, стало носить его имя. В связи с этим событием в фойе нового корпуса была установлена памятная доска, а в музее училища открыта экспозиция, рассказывающая о жизненном пути простого крестьянского паренька, ставшего авиатором и до конца своей жизни целиком отдававшего себя делу защиты Родины.

-29
-30
-31

Продолжая речь об обустройстве нового учебного корпуса и оборудовании его помещений всем необходимым для качественного проведения занятий с курсантами, необходимо отметить, что ситуация осложнялась еще и тем, что со времени основания кафедр прошло всего четыре года, а некоторые создавались и того позже, как, например, кафедра аэродинамики и динамики полета.

Не имея возможности подробно рассказать о процессе формирования кафедр ввиду отсутствия необходимых документов, поверьте на слово: по их отысканию были приняты все надлежащие меры. Уделим особое внимание в данном повествовании творению ума и рук личного состава кафедр — уникальной учебной базе, которая, по нашему мнению (обучение целого ряда выпускников училища в различных академиях и гражданских вузах дает нам право на такое сравнение), а также, по мнению руководителей самого различного ранга, была одной из лучших в Союзе и РФ и заслуживала самой высокой оценки.

-32

При изложении материала об учебной базе и людях, принявших самое активное участие в организации, проведении и обеспечении учебного процесса, некоторые фамилии, возможно, будут упущены, однако это совершенно не означает, что вклад этих людей менее важен и значим, причина в другом — неполноте имеющихся данных, которые взяты из ранее написанных книг, а также собраны в процессе поиска материала для книги.

В связи с этим большую благодарность хотелось бы выразить начальнику отдела кадров нашего училища Михаилу Георгиевичу Копылову, преподавателям Станиславу Дмитриевичу Ерёмину, Владимиру Петровичу Яковенко, Вадиму Николаевичу Карпову. Именно с их помощью, благодаря кропотливейшей работе над алфавитной книгой этих замечательных людей, удалось фактически на 100 % восстановить списки профессорско-преподавательского состава кафедр, командования училища и курсантских подразделений. Эти поистине бесценные данные позволят выпускникам училища и всем когда-либо работавшим или проходившим службу в нем пережить волнующие минуты, вспоминая тех, кто преподавал им азы военной науки и кто помог стать настоящими офицерами, с кем бок о бок приходилось служить и работать в стенах родного училища.

Проведенная впоследствии длительная и сложнейшая работа с альбомами выпускников и фотоархивом училища, включающим в себя несколько тысяч фотопленок различного формата, позволят вам, читающим эту книгу, увидеть на страницах знакомые лица, и опять вынужден сказать, что, к сожалению, не всех.

Хочется выразить, и вовсе не в порядке семейственности, глубокую искреннюю благодарность за проделанную работу по восстановлению неизвестных страниц истории училища, которыми являются фотографии, и сказать «спасибо» от имени всех выпускников своему брату Николаю Кирилловичу Штокало. Его уникальные фотографические снимки, принадлежащие профессиональному фотографу с сорокалетним стажем, очень значимы для сохранения истории: они дают возможность как-то по-особенному взглянуть на наше прошлое и настоящее, осмыслить совершающиеся события. Из огромного количества фотоснимков, помещенных в книге, особенно о современном Алтае и г. Барнауле, многие принадлежат ему. Однако главная его заслуга в том, что именно он отыскал училищный фотоархив во время разгона БВВАУЛ (другого слова подобрать не могу), который смог сохранить еще один мастер своего дела — последний фотограф училища Павел Александрович Торхов. Кстати, ему принадлежит целый ряд фотографий из жизни Барнаульского ВВАУЛ, размещенных на страницах этой книги.

Эти два человека дали возможность всем нам увидеть редчайшие моменты истории, запечатленные на фотоснимках, сделанных не одним поколением фотографов училища, в том числе И. И. Каманиным, Владимиром Жуковым и другими, которые до этого видели лишь единицы людей, лица наших замечательных педагогов и учебную базу нашего родного училища, продолжить рассказ о котором настало время.

-33
-34
-35
-36

Из книги о славной истории Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина: "Роспуск — элемент полета, а не его окончание..."

( Продолжение следует)

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Штокало Владимир Кириллович | Литературный салон "Авиатор" | Дзен