Психологическая суть любви определилась после того как передовому отряду антропологов, нейропсихологов, нейрохимиков, нейробиологов, психотерапевтов, философов, и др. профессионалов к концу ХХ века удалось разгадать практически все загадки любви и даже больше. А самый прорывной вклад в раскрытие, загадки любви сделал Эрих Фромм, работы которого, несомненно, повлияли на последующие исследования этой темы. Именно за это фото Э. Фромма в шапке помещено на самом видном месте.
Для Платона показателем познания выступает определение. Если определение найдено, то идея задана, и можно приступать к решению задачи. Лучше всего для определения любви подходит высказывание Фромма, в котором он определил психологические координаты и смысловые контуры любви:
«Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них». Эрих Фромм "Человек для себя."
В других работах он ввел новые понятия и разъяснения: "подлинная любовь", "плодотворная любовь", "зрелая любовь". "Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший". «Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие, тем более не “падение куда-то”. Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это "братская любовь".
Важный вопрос: почему так долго, до конца второго тысячелетия люди не могли докопаться до сути любви? А потому, что целый ряд чувств и пристрастных отношений между мужчиной и женщиной настолько похожи на любовь, что не только обыкновенные, но и выдающиеся люди не смогли разглядеть между ними разницу. Рассмотрим это на примере рассуждения философа И. А. Ильина: "Все попытки определить любовь в логическом порядке были бы тщетны: того, кто ее не испытал, нельзя ни просветить, ни убедить в этом отношении, а тот кто ее испытывает не способен на логический порядок". Но наступила эра приборов и биохимических исследований и теперь появилась возможность всесторонне исследовать человека переживающего любые состояния: любовь, влюбленность, вожделение, самые разные амурно – эротические расстройства.
И оказалось, что любовь, влюбленность, вожделение это состояния вообще не имеющие друг к другу какого-нибудь отношения. У них разные сроки эволюционного зарождения, формирования, течения, влияния на психические и соматические процессы.
«Среди всех заблуждений относительно любви самым действенным и распространенным оказывается представление, что влюбленность – это тоже любовь или, по меньшей мере, одно из ее проявлений. Действенным это заблуждение является потому, что влюбленность субъективно переживается так же ярко, как и любовь». Доктор М.С. Пек
Это же относится к сексу. Сексуальность является врожденной потребностью (вторичной, не жизненно необходимой функцией) человеческого организма, оказывает немалое влияние на психические процессы жизнедеятельности половозрелого человека. Она являются пусковыми механизмом и двигателем влюбленности, но никак не связана с любовью.
Подробнее - Любовь и вожделение.
За четыре века до н.э. об этом Аристотель в "Никомаховой этике" дает такое разъяснение: "Любовь, таким образом, происходит скорее от дружбы, чем от чувственного влечения. Но если больше всего от дружбы, то дружба и есть цель любви. Следовательно, чувственное влечение или вообще не есть цель, или оно есть ради дружбы".
Идеологи человеческой культуры и морали с целью упорядочения сексуальных норм «пристегнули» их к любви совсем недавно.
Профессор д.и.н. Ю.И.Семенов; «Происхождение брака и семьи»: «Многие доклассовые общества ни в малейшей степени не осуждали ни добрачные, ни внебрачные связи, если только они не представляли собой нарушения брачно-группового регулирования…» (Начало перехода от первобытнообщинного строя – последнего доклассового общества к рабовладельческому 4-е - 3-е тыс. до н. э.)
Понятие супружеская верность появилась при рабовладельческом строе, а о верности в любви впервые стали писать римские поэты Овидий, Гораций в I в. до н.э.
А любовные страсти – весь спектр недоброкачественных влюбленностей («наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь» «невротическая любовь» и т.д.) оказались ничем иным как психологическими или даже психическими расстройствами.
Недоброкачественная влюбленность - мания. Е. Пушкарев.
Э. Фромм сказал "А": влюбленность это псевдолюбовь, ввел и расшифпрвал понятия "неплодотворная, или иррациональная любовь", "любовь-поклонение", "фальшивая любовь", "сентиментальная любовь", "невротическая любовь", "незрелая форма любви" или "симбиотический союз" и др., но не сказал "Б". Сегодня можно точно сказать, что чувства, которые испытывали Ромео и Джульетта, Желтков к Вере Николаевне, Анна Каренина к Вронскому, Данте к Беатриче, Петрарка к Лауре, бедная Лизы к Эрасту, Ф. Киркоров к А. Пугачевой и многие другие герои литературных и реальных драм и трагедий это не любовь, а психические расстройства, инициированные личностными проблемами, неблагоприятной экологией любви и лишь внешне похожими на любовь. В настоящее время имеется достаточное количество признаков, для того чтобы достоверно отличать любовь от влюбленности, других около любовных расстройств. Их научились успешно излечивать и занесли в международный классификатор болезней (МКБ 10) в раздел F63 - «Расстройства привычек и влечений» и назвали «любовными аддикциями». То есть то, что герои известных трагедий пытались в иррациональной форме достичь через любовное признание, можно достичь в рациональной форме с помощью психотерапии, психотехник буднично, без мистики и лишних затрат тем более жертв.
После того как мы отделили от настоящей любви псевдолюбовные состояния и особенно расстройства можно заниматься рассмотрением ее сути, ядерных признаков. И в этом нам помогут философы, но не все, а только те, идеи которые были подтверждены современными приборными и биохимическими исследованиями.
«Андрогинная целостность личности» это идея, первой в истории человечества теории любви созданной Платоном двадцать четыре века тому назад, итогом, которой явилось: любовь это «жажда целостности и стремление к ней», за счет "исцеления изъянов человеческой природы и возмещения их".
«Изъяны человеческой природы» это не просто художественная форма речи это конкретное психическое явление, вот как его описывает А. Аугустинавичюте в своей работе Что дает человеку психическое дополнение: «А без дополнения, т.е. недуализированный, человек - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен - он сам, "трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем мором, нагромождаются всевозможные конфликты, противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное, если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда».
В результате "исцеления":
Я люблю тебя
Не только за то, кто ты есть,
Но еще и за то, кем становлюсь я,
Когда я рядом с тобой.
Рой Крофт
Когда меня любят, мне уже не нужно без конца думать о себе. Ведь я в себе уверен. Я свободен и могу заняться чем-то другим. Настоящая любовь всегда дает свободу. Гери Чепмен «Пять языков любви»
Платон делает уточнение, что страсть (пафос по-гречески), – аспект, который только отвлекает от сути любви.
Идеалом Платона была любовь - дружба, подчинение любви общей задаче спасения человека, выдвижение на первый план не чувственности и удовольствий, а духовной работы. Д.филос.н. В.М. Розин «Сексуальная революция на переломе веков»
Уже в самой первой теории любви возникла мысль об особой силе любви, о ее роли исправителя людской природы и тем самым человек преодолевает свое врожденное несовершенство.
Словарь Испанской королевской академии определяет любовь как "интенсивное чувство человеческого существа, которое, отталкиваясь от собственной недостаточности, испытывает потребность и стремится к встрече и единению с другим существом".
«Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар». К.А. Меннингер
В. Гюго уточняет детали, техпроцесс этого исцеления: «Любовь к женщине имеет для нас великое, ничем незаменимое значение; она подобна соли для мяса: пропитывая сердце, предохраняет его от порчи».
Идея Платона об «андрогинной целостности личности» неоднократно поддерживалась и дополнялась:
Библия, (Быт. 2)
7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
«Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного какого-то человека» (Беседа на 1 Коринф. XXIII, 3; Мд.).
Арабский поэт и ученый Ибн Хазм (994-1064 гг.) пишет: «Аллах великий и славный» не просто сотворил для каждой души пару, а «пара для души возникла из нее же». Из этого следует, «что причина любви - соединение в их основной возвышенной стихии частиц души, разделенных в здешней природе».
Согласно теологии пола В.С. Соловьева, половая «любовь - высшая и абсолютная ценность человеческого бытия». Только такая любовь, может создать «истинного человека», «…через любовь восстанавливается андрогинная целостность личности, человек перестает быть раздробленным, ущербным существом» потому что «истинный человек в полноте своей идеальной личности не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих».
«…истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом как в себе или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа. Основанием и типом этой истинной жизни остается и всегда останется любовь половая, или супружеская»
В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона выделен единственный признак половой любви - «взаимное восполнение жизни».
Синонимом платоновской андрогинности является понятие «единодушие» (единая душа) любящих образующееся согласием мнений, мыслей, оценок, систем ценностей, нравственным сходством.
Н.А. Бердяев: «Любовь есть томительное желание воссоединения в целую индивидуальность, стремление каждой половины, каждого пола найти свою другую половину, свой другой пол, таинственное влечение к тому, что восстанавливает индивидуальность».
Н.А. Бердяев: «Любовь — это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…
И. Гёте:
И безудержно и смело
Двое стать одним спешат,
И для сердца нет предела,
И для солнца нет преград.
Ф. Достоевский: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».
Л. Фейербах отмечал, как одну из главных функций любви ее способность компенсировать имманентную недостаточность личности. Он полагал, что в любви человек выражает недовольство своей индивидуальностью, так как сама по себе личность недостаточна, несовершенна, беспомощна и существование Другого для нее является сущностной потребностью – потребностью сердца.
Г. Гегель: «…Любовь есть различие двух, которые, однако, друг для друга совершенно неразличны. Чувство и сознание этого тождества есть любовь…»
Религиозный философ Л.П. Карсавин: «В Любви возрождается единая истинная личность, свободным слиянием частей своих восстанавливая когда-то и как-то расторженное ею».
А.Н. Радищев писал, что любящая пара представляет собой единого человека, т.к. природа преобразила их привычки: они имеют единую волю и совершают одинаковые поступки. Половая склонность у человека отличается тем, что сопрягает оба пола во взаимный союз свободно и непринужденно, нередко на целый век.
Э. Фромм поддерживая идею «воссоединения в любви» дополняет ее суть своими признаками: «...это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. …Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества».
«Любовь – единый дух внутри двух форм». П. Шелли
Эту же сущностную идею о любви поддерживали Б. Спиноза, И. Кант, А. Маслоу и др.
А. Солженицын: «С-ЧАСТЬ-е – это части вместе».
«Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому». Д.филос.н. В.М. Розин "Эволюция представлений о любви и браке в последние два столетия"
Эту же мысль по своему высказал другой д.филос.н. Л.В. Жаров: «Любовь, в сущности, не нуждается в телесном контакте. Более того, тело, зачастую, является главным препятствием для любви, особенно в своих физиологических проявлениях. Для любви лучше бы иметь бесплотное, ангельское тело или то, что люди должны обрести в раю».
Об этом же писал и В.С. Соловьёв, что половая любовь у человека, служит не целям размножения и решению исторических задач. Смыслом половой любви является сама индивидуальность.
БСЭ это же утверждала так: «Любовь выявляется в ее устремленности не просто на существо иного пола, а на личность с ее уникальностью, которая выступает как нечто необычайно ценное благодаря своим эмоционально-волевым, интеллектуальным, моральным и эстетическим качествам, как бы восполняющим то, чего “не хватает” любящему человеку»
«…обретение любви представляет собой обретение целостности и гармонии личности и приносит удовлетворение как состояние физиологического и психического гомеостаза – покоя, когда «ничто не мучит, не тревожит». Д.филол. н. С. Г. Воркачев " Концепт любви в русском языковом сознании"
Л.Н. Толстой: «Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается».
У Л.Н. Толстого в течение его жизни взгляды на любовь менялись, но благодаря его гению мы познакомились в самых подробнейших деталях с вариантами:
-- Яркой настоящей любви - Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев
--Крайне тяжелой формы любовной аддикции, вполне успешно излечимой современной психотерапией - Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев
Исходя из всего вышесказанного психологическая суть любви это качественно новая, совершенная личность, которая когда-то напугала Зевса, способная к значительному «делу любви» для «восполнения своей и другой жизни», через «исцеление изъянов человеческой природы и возмещение их». В переводе на технический язык - любовь до максимума повышает КПД человека, который ее испытывает.
«Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье ("одно сердце и одна душа") и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества, которое, овладев человеком, гасит и поглощает все индивидуальное в нем... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни». К.Г. Юнг
«Полюбив, самые тупые изостряют свой ум». М. Фичино
«…Любовь… это волшебство. Для того, кто любит, любовь накладывает чары на весь мир, окутывает мир дополнительными ценностями. Любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей». В. Э. Франкл
«И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает».
Козьма Прутков
Читать главу полностью Суть любви.