О наших выдающихся, легендарных соотечественниках я всё чаще узнаю из зарубежных книг. Александр Романович Лурия не исключение. Он - отец нейропсихологии. По крайней мере, один из самых главных! Нейропсихология это такая наука, которая изучает как связаны структуры и функционирование головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ (в особенности людей). Там про речь, мышление, память, восприятие, внимание - в основном в контексте поражений мозга и возможностей их восстановления. Никакой специальной литературы и информации об этом учёном ранее, конечно. я не читала. Однако в той самой зарубежной книге была история, которая удивила, взволновала и восхитила меня. Настолько, что не смогла ею не поделиться.
История эта про девушку, у которой было что-то не так с мозгом (что именно никто не знал). Внешне она представляла собой обычную девушку. А в целом, обладая блестящей памятью, она не могла отличить левую руку от правой, не улавливала взаимоотношений между символами, не понимала причинно-следственных связей. Ну и отсюда, представьте, какие у неё были проблемы с обучением и речью. Девушку звали Барбара Эрроусмит Янг и больше всего на свете она хотела жить. Жить как все! Поэтому она была смелой и решительной в поиске решения своих проблем. Настолько, что поступила в университет и хорошо училась. Для сравнения ,если её однокурсникам было достаточно пару раз прочитать научную статью, ей - минимум двадцать и дополнительные источники, чтобы уловить смысл. Преподавателям было трудно поверить, что у неё есть какие-либо ментальные несоответствия. Заметил их сокурсник Барабары и порекомендовал ей работы нашего с вами соотечественника Александра Романовича Лурия. В них Барбара и нашла то, что искала. Опираясь на его выводы и методы она разработала сама для себя систему ментальных упражнений, сама же их выполняла и, представьте, сама себя, так сказать, вылечила! А сокурсник, Джошуа Кохен тоже не растерялся и сделал Барбаре предложение. Они поженились и открыли специальную школу для детей с ментальными особенностями и трудностями обучения. В этой истории, помимо всего, меня восхитило то, что жизнь человека изменилась благодаря книге! Книге, написанной русским учёным!
Мне стало любопытно, что это за личность такая – Лурия. Чем глубже я погружалась, тем больше поражалась её масштабу. Он- один из немногих крупных отечественных психологов, известных на Западе. Из-за железного занавеса со многими своими зарубежными коллегами Александр Романович смог увидеться спустя долгие годы, но не был забыт, а , даже, наоборот – был всегда признанным авторитетом. Сухо пересказать биографию и достижения нет резона. Хочется рассказать, то, что тронуло больше всего.
Как и все в то время, он интересовался и начинал с психоанализа. Переписывался с Фрейдом. А с приходом эпохи сталинизма и гонением на психологию был вынужден получить медицинское образование и продолжить своё дело в другом аспекте. Нужно сказать, что Александр Романович Лурия из известной, интеллигентной еврейской семьи. В советское время такое происхождение часто накладывало определенный отпечаток на профессиональную деятельность – иногда приходилось уезжать работать в другие города, отказываться от сотрудничества с некоторыми коллегами, чтобы спасти лабораторию, сдавать специальные экзамены в рамках идеологии марксизма-ленинизма. Но дело, которым занимался Лурия, было делом его жизни. Он был очень деятельным и очень энергичным человеком. Меня подкупило, что в самых сложных ситуациях он искал возможности продолжать свою научную деятельность. Его сотрудничество в «тройке»: Л.С. Выготский – А.Р. Лурия – А.Н.Леонтьев привело к появлению целого нового направления в психологии — культурно-историческая психология.
А с начала Великой отечественной войны А.Р.Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя, где занимался исследованием и реабилитацией раненых с травмами головы. На основании полученных научных данных им и были сформированы основные методы и подходы нейропсихологии. В связи со спецификой своей деятельности Александр Романович сталкивался с удивительными, неординарными людьми. Благодаря его писательскому таланту некоторые встречи превратились в книги, издававшиеся и имевшие интерес даже за рубежом. Например, «Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) про лейтенанта Льва Засецкого. В этой книге Лурия написал : «Это рассказ о том, как пуля, пробившая череп человека и прошедшая в его мозг, раздробила его мир на тысячи кусков, которые он так и не мог собрать. Это книга о человеке, который отдал все силы, чтобы вернуть свое прошлое и завоевать свое будущее.» После ранения Лев Засецкий не понимал логических и причинно-следственных связей, не мог осмыслить слово, вспомнить что-то в полном объёме, осмыслить фразы вроде «мамина дочка», «брат отца», использовал созвучные слова вместо нужных . Засецкий вёл дневник, который назвал «Опять борюсь» и нём писал: «Я стал таким человеком, что не могу говорить с людьми, не могу понимать различные вещи и понятия, не могу читать по-настоящему. И я чаще стал задумываться над жизнью, нужна ли она мне?» Лев Засецкий был пациентом Лурии тридцать лет! Вызывает восхищение и жажда жизни Льва Засецкого ,его упорство в борьбе над недугом, и готовность помогать , лечить Александра Романовича.
Впрочем, был в жизни Лурии и другой, не менее яркий случай. Однажды к нему обратился пациент с гениальной памятью и неспособностью забывать. Звали этого человека Соломон Шерешевский и он много чего очень хотел забыть. Об этом пациенте Александр Романович написал книгу «Маленькая книга о большой памяти». Из неё я узнала о понятии синестезии ( и очень удивилась ) и мнемотехнике (решила попробовать запоминать как Шерешевский). Теперь иногда представляю своё любимое место в городе – ул. Большая Полянка, расставляю в воображении слова по пути от магазина «Молодая гвардия» до Храма Григория Неокесарийского в дербицах на Большой Полянке, а потом в воображении иду этим маршрутом и – вуаля! Если вы тоже решите попробовать, прошу учесть ответ Шерешевского на вопрос почему он однажды пропустил ( забыл ?!) слово: «Оно было поставлено на фоне белой стены и слилось с ней. Как я мог разглядеть белое яйцо на фоне белой стены?»
Еще мне запомнился такой эпизод из жизни Лурия. Когда умер его лучший друг- советский режиссер Сергей Эйзенштейн, Александр Романович посчитал кощунством подвергать погребению мозг великого человека. Так мозг Эйзенштейна в стеклянной банке с жидкостью оказался на кухонном столе Лурии. Его маленькая дочка любопытничала и заглядывала в банку с вопросами что же там такое. Потом мозг Эйзенштейна демонстрировался в «Пантеоне мозгов» наряду с другими вскрытыми мозгами великих советских деятелей. Но это уже совсем другая история.