Первый сезон сериала «Пацаны» стал для меня откровением. Фильмы MARVEL и DC приучили к стерильному, беззубому супергеройскому кино, в котором показ крови и нецензурная брань отсутствуют.
«Пацаны» мне понравились своей реалистичностью. Думаю, что существуй супергерои в нашем мире, они вели бы себя так же, как в сериале: использовали свои суперспособности не на благо мира, как мы привыкли думать, а в корыстных интересах. Власть извращает, а абсолютная власть извращает абсолютно. Каждый, просматривая фильмы или читая комиксы про супергероев, фантазировал о своей альтернативной судьбе, если бы он имел суперсилы. Уверен, различных извращений в мире стало бы гораздо больше.
Столь успешный проект проанализировали все кому не лень. Сериал стал культовым. Этот уникальный продукт западает в душу. Попробую общими мазками обозначить проблематику, которую я заметил при просмотре второго сезона.
Корпорация оспаривает власть государства.
О власти мега корпораций рассуждают экономисты, политические деятели, политологи и люди творческих профессий. В культуре идёт осмысление увеличения власти транснациональных корпораций. Самая распространенная гипотеза гласит, что в недалеком времени государство исчезнет, а вся власть перейдёт в руки корпораций. Уже сейчас они преодолевают границы стран и материков. Диктуют свои условия слабым правительствам Африки, имеют стоимость, превышающую бюджеты средних государств. Существующая система, где один человек равен одному голосу на выборах, мутирует в уродливую систему, где один доллар равняется одному голосу. Корпорация становится субъектом политической жизни. В сериале показана борьба органов насилия государства, в лице ЦРУ, против фирмы "Войт", посягающей на главную прерогативу власти - применение законного насилия. Забавно, что сериал создан Amazon, преодолевшей рыночную стоимость в один триллион долларов.
Изнанка глянцевой жизни.
Глянцевая жизнь в инстаграмм бесит. Невольно сравниваешь свой унылый уклад жизни с картинками в ленте. Не можешь оторваться от телефона. Но на самом деле люди так не живут. На то, чтобы выложить хороший снимок тратится очень много времени и сил. Для людей выставлять свою жизнь на показ - это основной вид деятельности, работа. Особенно для девушек. Изнанку глянца нам демонстрирует сериал во всей своей красе, точнее грязь закулисной борьбы, недоступной для глаз потребителей. Показанное закулисье шокирует своей реалистичностью. Лицемерие звёзд на федеральном ТВ существует словно в вакууме. Человек в здравом уме не поверит натянутым улыбкам. «Пацаны» четко и ясно говорят, как имиджмейкеры формируют для нас образы героев, манипулируют современными трендами, подстраиваются и извращают повестку дня.
Супергерои в нашем мире.
Сериал Пацаны отвечает на один из главных вопросов нашей эпохи - эпохи фильмов по комиксам. Что было бы если среди нас жили люди со сверхспособностями? Сериал даёт однозначный ответ. Конечно, для большинства населения планеты образы суперов оставались чистыми и непорочными, как иконы. Но для некоторых невезучих, столкновение с супером могло означать смерть. Цитата Вольтера, - что если бы Бога не было, то его стоило бы придумать, - воплотилась в сериале. Корпорация "Войт" хотела создать богов, а получились демоны в обличье звёзд первой величины.
У всех героев есть своя арка. Каждый персонаж имеет так или иначе обозначенные мотивы и неврозы.
Опишу проблемы лишь тех героев, которые наиболее ярко обозначены в сериале, по-моему субъективному мнению. Психологическим проблемам Патриота (Твердыни) стоит посвятить отдельный текст. Скажу лишь очевидные вещи. Его персона раскрывает знаменитую русскую, и не только нашу, проблему отцов и детей. Как он хочет иметь мать, которой у него не было, как он хочет обрести отца. Детские неврозы Патриота проявляются в его одержимости к любви толпы. Массы должны любить его одного. Он первый супер. Идипов комплекс здесь также актуализирован. Лишившись матери в конце первого сезона, он обретает сына. Он хочет стать ему отцом, которого сам не имел. Проявляет свою отцовскую любовь к сыну так, как хотел бы, чтобы проявляли к нему. Ребенок, выросший без любящей матери в лабораторных условиях, становится эмоционально неуравновешенным. Любовь Патриота к материнскому молоку, ревность к младенцу – это проявления детских травм.
Проблемы Мэйв, сильной женщины супер, заключаются в том, что в либеральном американском обществе она не может признаться в любви к женщинам. Ее готовность бросить вызов Патриоту в конце сезона дает надежду, что в следующих сериях арка ее персонажа завершится принятием своего естества.
Бездна, вылетевший из пятерки и мечтающий в нее вернуться, страдает от своего собственного тела. На уровне нижних ребер у него располагаются жабры. В одном из эпизодов 1 сезона был явный намек, что он не принимает свое тело. Бездна считает свои жабры уродством. Он не пускает женщин к себе в душу, не раскрывается перед ними, стремится использовать их сугубо в личных целях.
Снова белые расисты.
Тема расизма в США будет актуальна всегда. Противопоставление белых и черных, рабов и хозяев. У нас красные и белые, крепостные и дворяне. В истории большинства современных обществ можно найти периоды в истории, когда шла эксплуатация какой-то части населения. В Пацанах продемонстрирован классический расизм, превосходство одной расы. Но сегодня исповедовать подобные взгляды даже в таких странах, как Россия неприемлемо, по крайней мере публично их выражать. Актуальным является культурный расизм. Разделение в обществе основывается не на цвете кожи, а на уровне культуры. В России можно выделить белых воротничков с интеллигенцией против гопников и быдла. Простая ненависть Грозы к черным - скучна. В нее не веришь, потому что не актуально. Но кто знает, что исповедуется за закрытыми дверями кабинетов власти. Культурный расизм прикрывает популярные идеологии 30-х годов двадцатого века. Вторую мировую мы выиграли, но идею уничтожить нельзя. Она развивается, прорастает на почве нищеты и безысходности. Мутации придают даже самым бесчеловечным идеям лоск и шарм. Мы судим по обертке.
Во втором сезоне нет трэша первого.
Сериалы смотрю одним днем, когда уже выйдут все серии. Не понимаю, как люди смотрят по одной серии раз в неделю или даже реже. Чтобы погрузиться в историю, нужно не отрываясь следить за сюжетом. Стараться понять мотивы героя. Пусть решения приняты спонтанно, но хорошая игра актеров показывает тот момент, когда будущее действие улавливается в глазах за мгновение до его исполнения. На эмоциональном уровне у меня сложилось впечатление, что второй сезон соткан из бесконечных диалогов, в которых раскрываются антигерои и антизлодеи. Сезон стал скупым на события, зато каждая сцена, например, с Патриотом смотрится на одном дыхании. Жесть, творимая суперами, не удивляет так, как это было в первом сезоне.
Сын Патриота или проблема Будды.
Когда нам представляют живую жену Мясника, родившую от Патриота сына, оказывается, что ребенок содержится на закрытой территории. У него нет связей с внешним миром, он не знает, на сколько жестоко общество, каков его отец. Мне вспоминается история Будды, который был принцем, всю жизнь прожил во дворце, а оказавшись на улице и узнав, что творится за стенами дворца, он основывает буддизм. Если в грубом пересказе. Суть в том, что нельзя изолировать ребенка от современных реалий. Он должен социализироваться, набивать шишки и т.д.
Завершением второго сезона стала неубедительная победа «пацанов» над суперами и корпорацией. Им удалось регламентировать работу суперов, вывести их из тени, пошатнуть святость рождения супергероев. Пелена с глаз общества снята, но на долго ли? «Вейт» хотела подвинуть государство в его полномочиях, а в итоге слилась с ним. Как говорил Ленин в 1917 году, не можешь предотвратить - возглавь!