Знание истинного имени дает власть над его владельцем. Знакомый принцип, не правда ли? Обычно в качестве примера фэнтези, построенного на этом принципе, сразу вспоминается «Волшебник Земноморья» (У. Ле Гуин). Но, пожалуй, первым фантастом, который использовал эту идею, стал Толкин.
Магическую силу истинных имен можно обнаружить во многих культурах:
- в египетской мифологии богиня Исида пообещала исцелить бога Ра в обмен на его тайное имя. Ра назвал ей свое имя, Исида исцелила его, а потом, пользуясь тайным именем, заставила отречься от власти и сделала Гора царем богов;
- тайное имя было у города Рима. Римляне считали, что враг, зная это имя, сможет привлечь божество-хранителя на свою сторону и победить Республику. Некоего Квинта Валерия Сорина даже казнили за разглашение имени Вечного города;
- в сказке братьев Гримм о злом карлике Румпельштильцхене от него смогли избавиться, только назвав по истинному имени, и т.д.
Конечно же, Толкин знал об этом. В «Хоббите» и «Властелине Колец» можно встретить разные намеки на то, что нельзя раскрывать свое имя кому попало.
Когда Бильбо встречает Смауга, то изо всех сил старается говорить загадками и избегать попыток дракона узнать настоящее имя хоббита. Автор считает, что это очень разумный поступок, хоть и не объясняет причин:
«Конечно, именно так и следует разговаривать с драконом, если вы не хотите открывать ему своего имени (и это правильно!) и боитесь рассердить его прямым отказом (а вот это и правильно, и мудро)» (с)
Либо Гэндальф предупредил Бильбо об опасности раскрывать свое имя дракону, либо это какой-то хоббитский фольклор, но наш взломщик представился кучей имен, кроме настоящего. Что интересно, назвать свое имя Голлуму Бильбо не побоялся. Правда, не сказал бы, что это было правильным решением, ведь позднее фамилия «Бэггинс» станет наводкой для Саурона.
Древобород тоже считает, что настоящие имена очень важны, и удивлен, что Мерри с Пиппином готовы представиться первому встречному:
«- Хум, хм! Не так поспешно! Вы называете себя хоббитами? Но вы не должны рассказывать об этом кому попало. Эдак вы невзначай и свои имена назовете? …
- Хм, вижу, вы сущие торопыги. Я польщен вашим доверием, но вы должны быть осторожнее. Есть энты и энты, если вы знаете, о чем я. Или есть энты и вещи, которые выглядят как энты, но не являются ими, как вы могли бы сказать. Я не собираюсь называть вам свое имя – во всяком случае, пока. Во-первых, это заняло бы много времени: мое имя постоянно растет, и я живу долго, очень долго, так что мое имя похоже на историю. Настоящие имена на моем языке рассказывают историю вещей, которым они принадлежат» (с)
Итак, есть как минимум две причины, по которым Древобород не хочет раскрывать свое истинное имя: 1) это займет много времени; 2) имя расскажет историю его жизни. Похоже, для энтов это особый пунктик – но не только для них.
Из приложения F к ВК мы знаем, что гномы никогда не делятся своими истинными именами с не-гномами. Их известные имена (Гимли, Глоин и т.д.) имеют северное (людское) происхождение, но у гномов есть тайные, внутренние имена на своем языке, которые они не раскрывают представителям других рас. Даже на своих могилах они не пишут тайные имена.
Обсуждая трупы необычных орков вокруг Боромира, Гимли заявил, что «С» на их щитах означает «Саурон». Арагорн возразил, что Саурон не использует свое настоящее имя и не позволяет произносить его вслух или писать.
Итак, есть несколько примеров, которые подтверждают, что использование истинных имен опасно. Скорее всего, за этим что-то кроется. Но есть ли здесь что-то большее, чем обычное опасение раскрыть слишком много информации о себе?
Самая сильная связь с именами есть у Тома Бомбадила. Сам Том часто произносит (или поет) свое имя. Оно несколько раз используется в песне, которую выучили хоббиты, и похоже, имя – это все, что нужно для призыва Тома. Обращаясь к Старому Вязу, Том использует его имя и заставляет отпустить хоббитов. Слабое место тут в том, что имена «Старый Вяз» и «Том Бомбадил» не похожи на истинные. То же самое можно сказать и о воздействии имени Эльберет на прислужников Зла.
👉 Поэтому думаю, что скрытность энтов и гномов скорее обусловлена культурной традицией. Примеры из «Хоббита» вряд ли стоит примерять на основную трилогию – все-таки эти книги сильно отличаются. Пример Саурона же – обычная вещь для отношений правителя и подданных (разрешить какому-нибудь орку называть Темного Лорда по имени – недопустимое панибратство).
Конечно, жаль, что Толкин не развил идею истинных имен. Зато это сделал Питер Джексон в кинотрилогии! Когда Арвен устраивает наводнение на броде, а Гэндальф и Саруман пытаются контролировать погоду на Карадрасе, они используют названия реки/горы в своих заклинаниях :)
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)