Найти в Дзене
plebiscitum: было→стало

Шарбат Гула – беженка из Афганистана с фотографии 1985 года: как сложилась судьба, отразившаяся на красоте девочки

Сложно представить себе уклад жизни в Афганистане, который не отличается от нашего, если говорить о человеке, как о виде, но абсолютно непохож, если говорить о человеке, как об индивиде. Особенно, если говорить об укладе жизни афганских женщин; и особенно, если говорить об укладе жизни афганских детей. Во всяком случае, на протяжении последних 50 лет.

На фото: Шарбат Гула
На фото: Шарбат Гула

Американский писатель афганского происхождения Халед Хоссейни, покинувший родину еще ребёнком, в своих произведениях рассказывает про особенности жизни в Афганистане и призывает мировое сообщество более внимательно относиться к проблеме беженцев. В своём романе «Бегущий за ветром» Хоссейни, используя всего пять слов, ёмко выразил современное положение афганских детей:

- В Афганистане много детей, но мало детства.

Трагедию афганского народа первым показал в своих работах американский фотограф Стив МакКарри. Собирая материал об афганско-советском конфликте, он посетил лагерь беженцев на афганско-пакистанской границе. Фотографируя детей в импровизированной школе-шатре, он обратил внимание на девочку с зелёными глазами, которая со слов учителя потеряла родителей, добираясь до лагеря пешком через горы и попав под вертолётный обстрел.

МакКарри сфотографировал девочку, а когда вернулся в Америку и проявил фотографию, осознал:

- Это был один из тех невероятных, поразительных моментов в работе фотографа, когда всё складывается, как нужно.

Фотография появилась на обложке журнала «National Geographi» в июле 1985 года, став символом трагедии афганского народа в результате советской «миротворческой» операции в Афганистане. Изображение «афганской девочки» было подписано: «страх в глазах афганских беженцев», и использовалось на Западе в качестве антисоветской пропаганды.

На фото: Стив МакКарри и Шарбат Гула
На фото: Стив МакКарри и Шарбат Гула

Вряд ли МакКарри, передвигаясь по Афганистану замаскировавшись под местного жителя, был из числа обычных любознательных фотографов, так как после ввода советских войск доступ западным журналистам в зону конфликта был закрыт. Это объясняет, почему автор фотографии сразу не узнал имя девочки, заинтересовавшей его. Он нуждался в истории, а не имени, которое стало известно только в 2002 году, после того, как МакКарри решил разыскать девочку, спустя 17 лет.

- За последние 17 лет, по-моему, не было ни одного дня, чтобы я не получил какое-нибудь письмо, e-mail или телефонный звонок по поводу этой девочки. Одни хотели выслать ей денег, другие – удочерить. Были и письма от мужчин, которые хотели найти её и жениться.

После долгих поисков, к тому моменту уже взрослую женщину, обнаружили в небольшой деревне, которая находилась в горах, неподалёку от пакистанской границы. Несмотря на обстоятельства первой встречи с МакКарри, она запомнила и узнала фотографа, потому что за всю жизнь фотографировалась несколько раз. Её имя – Шарбат Гула.

На фото: семья Шарбат Гулы
На фото: семья Шарбат Гулы

Когда ей показали и рассказали, что фотографию с её портретом знает весь мир, единственная эмоция, которую она выразила – сожаление о рваной шали на снимке. Когда её спросили, что она чувствовала, когда Стив её фотографировал, она ответила:

- Я чувствовала злость.

Удалось выяснить, что в лагере беженцев она находилась недолго. Шарбат неграмотная: не умеет ни писать, ни читать. Она не знает своей даты рождения и не может точно сказать, сколько ей лет. Предположительно, в лагерь она попала в возрасте 12 лет, а в 13 лет уже вышла замуж. Поскольку в афганских семьях не принято, чтобы женщина разговаривала без разрешения мужчины, больше говорили они. Так её брат рассказал, что:

- У Шарбат не было ни одного счастливого дня в жизни кроме, пожалуй, дня свадьбы.

В 1992 году Гула с мужем и братом вернулись в Афганистан. К тому моменту в семье было трое детей. Они часто переезжали с места на место, в зависимости от военной ситуации.

На фото: Шарбат Гула
На фото: Шарбат Гула

В 2012 году Стив МакКарри сделал второй снимок повзрослевшей афганской девочки, который сильно контрастирует с первым, показывая отпечатки нелегкой судьбы на лице Шарбат Гулы. Удовлетворив своё любопытство, фотограф покинул Афганистан и женщину, благодаря которой он получил мировую известность, не дав ей ничего взамен.

Правда, позже, именно то, что фотографию Шарбат Гулы знал весь мир, спасло ей жизнь. В 2016 году её арестовали в Пакистане по обвинению в незаконном проживании и использовании фальшивых документов: ей грозило 14 лет тюрьмы. К слову, её узнали и поняли, что документы поддельные, из-за второй фотографии, сделанной МакКарри.

Арест Шарбат Гулы, благодаря стараниям Патриции Госсман – активистке международной правозащитной организации, вызвал общественный резонанс и привлёк внимание к проблеме афганских беженцев.

- Она является лишь одной из сотен тысяч афганцев, сталкивающихся со злоупотреблениями со стороны пакистанских властей. В основном они вынуждены возвращаться, их будущее в Афганистане остаётся неопределённым.
На фото: представитель Афганистана и Шарбат Гула
На фото: представитель Афганистана и Шарбат Гула

Шарбат освободили, но всё равно депортировали в Афганистан. Из-за общественного резонанса афганские власти не смогли проигнорировать ситуацию и выступили с официальным заявлением:

- Юридические неприятности для Шарбат Гулы, которые она стойко переносила последние две недели, закончились. Она также скоро будет избавлена и от доли беженки. Она возвращается на родину, где по-прежнему является национальным символом.

Правительство пообещало позаботиться о жилищных условиях, образовании и здоровье членов её семьи. В 2017 году ей была выделена квартира в Кабуле, где Шарбат живёт в настоящее время. Известность помогла «афганской девочке» устроиться в жизни. Тем не менее, её судьба крайне показательна. Сотни тысяч беженцев, которые не попали на обложку журнала «National Geographi» вынуждены идти на отчаянные меры, чтобы избежать возвращения в Афганистан, где их ничего не ждёт, кроме бедности, а ситуация с безопасностью продолжает ухудшаться на фоне многолетней войны.