Автор этой книги уже завоевала себе репутацию человека, способного удивлять, радовать и озадачивать. Придумав замечательное слово «жеможаха», София Синицкая вошла в тот круг современных литераторов, которого охотно включают в шорт-листы самых престижных премий в сфере изящной словесности. Но еще охотней ее тексты читают те, кто предпочитает оригинальный взгляд на современную реальность и уже устал от депрессивности иных сочинений на тему «мечта и действительность». «Безноженька» - новый шаг в творчестве симпатичной писательницы, не изобретающей некие фантасмагорические конструкции. Наоборот, София весьма пристально вглядывается в лица тех, кто ее окружает, и с кем ей доводится встречаться либо на Васильевском острове, либо в Новгородской губернии.
Однажды я поинтересовался у писательницы: как и откуда она берет свои сюжеты и своих невероятных персонажей. Она улыбнулась в ответ и сказала, что все то, о чем она пишет, встречалось и встречается ей в действительности.
Даже если это и так, то и пойманное в реале необходимо как-то осмыслить, передумать и только потом облекать в словесную ткань. При этом заметим, что те самые персонажи, о которых рассказывает София Сииницкая, в принципе узнаваемые. Их можно встретить повсюду, но требуется острый взор сочинительницы, чтобы свести их вместе на одном пространстве того небольшого романа со столь душещипательным названием. Оно точно отражает физическое состояние того самого Кирюхи-Заверюхи, который лишившись ног в детстве, юности обрел славу кулинарного блогера.
Именно фантазии инвалида и приводят в Петербург юношу Колю из деревни Кулемино, фаната компьютерных игр.
Дальнейшие его похождения и происходят в кругу родных и близких Кирилла, мечтающего: а) обрести бионические ножные протезы; б) отомстить одному священнику, из-за которого он остался без ног и который совратил с пути истинного братьев Кирилла. Словом, в тексте присутствует постоянное напряжение: случится – не случится месть. Но в том-то все и дело, что писательница, задав жанровые параметры мелодрамы с явным трагическим возможным исходом, потихоньку разворачивает повествование в некий очерк нравов. Меняются на наших глазах возникающие в тексте герои, меняются их отношения. И сия динамика наполняет роман добрым и лукавым взглядом относительно всего происходящего.
Получается, что в «Безноженьке» нет истинных злодеев, как и нет окончательных жертв.
Каждый более или менее устраивает свою судьбу. А если бы это был иной автор, то мрак и печаль растекались по всем страницам этого абсолютно петербургского текста. Наш город, как и глухая деревня, куда то и дело переносится действие книги Синицкой, это своеобразная среда обитания, в которой комфортно всем, если только не стремится к каким-то заоблачным мечтам. Герои подбирают век себе по росту. Но даже они, как Коля, не могут избежать тех драматических случайностей, которые могут поменять жизнь с одного знака на прямо противоположный. В том, как улавливать эти самые случайности, и философски воспринимать их, и заключен для меня потаенный смысл прочитанного романа. При этом заметим, что тема ног (или их отсутствия) и есть основа фабулы. Через безножье любые иные печали воспринимаются чуть-чуть иначе. Все-таки хорошо, когда у любого человека есть две руки и две ноги. А уж как он ими распоряжается – это его личное дело.
Дополнительным и симпатичным бонусом издания являются два рассказа Софии Синицкой, включенные в книгу. Они называются «Пирожок» и «Остап». Прочесть их надо обязательно, потому что в них вас ждут удивительные персонажи и ситуации, кои вы вряд ли встретите в сочинениях других писателей. И еще одно очевидное преимущество данного издания: оно компактно настолько, что вы не успеете соскучится по иным текстам. Даже наоборот. Вам покажется, что столь очаровательные и талантливые тексты должны длится и длится, доставляя вам удовольствие. И уж совершенно точно, что когда вы перевернете последнюю страницу книги, то улыбка сама появится на вашем лице.
Сергей Ильченко