Найти тему
Gaming 4ever

Беларусь оказывается более изолированной на мировой арене

После ареста журналиста страна показала себя как нация, построенная на советском прошлом.

Президент Беларуси Александр Лукашенко соблюдает минуту молчания в Минске 9 мая. АНДРЕЙ СТАСЕВИЧ / БЕЛТА / ТАСС
Президент Беларуси Александр Лукашенко соблюдает минуту молчания в Минске 9 мая. АНДРЕЙ СТАСЕВИЧ / БЕЛТА / ТАСС

Авторитарный лидер Беларуси Александр Лукашенко пошел на экстраординарные меры, чтобы удержаться у власти, несмотря на самую жесткую оппозицию его правлению за 26 лет. В минувшие выходные это включало санкционированный государством угон пассажирского самолета.

После того, как рейс 4978 авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в столицу Литвы Вильнюс, был вынужден приземлиться в Беларуси, был арестован 26-летний журналист-диссидент Роман Протасевич.

В шаге, который не так уж далек от практики советской эпохи, главное государственное агентство безопасности внесло имя Протасевича в список террористов в прошлом году. Теперь ему грозит возможная смертная казнь.

Как сообщает пресс-служба Лукашенко, президент лично приказал самолету-истребителю сопровождать самолет Ryanair в Минск после предполагаемой угрозы взрыва бомбы со стороны палестинской группировки боевиков ХАМАС. Это было вопиющее нарушение международных соглашений, но оно соответствовало все более автократическому и изоляционистскому стилю правления Лукашенко.

Неустанная кампания против оппонентов правительства

Закон Беларуси о «борьбе с терроризмом», принятый в 2002 году, определяет терроризм как

покушение на жизнь государственного или государственного должностного лица, совершенное в связи с его правительством или общественной деятельностью с целью дестабилизации общественного порядка или оказания влияния на принятие решений государственными органами или воспрепятствования политической или иной общественной деятельности.

Такое довольно расплывчатое определение может оказаться податливым в руках диктатуры. Белорусские законы призваны очернить оппозицию и заключить ее в тюрьму, одновременно защищая власть имущих. Действия Лукашенко основаны на чувстве выживания - даже если это происходит в ущерб глобальным нормам и правам человека.

Менее года назад Лукашенко был объявлен победителем президентских выборов, которые многие считали сфальсифицированными. Через неделю около 200 000 человек прошли маршем по стране с требованием его отставки - крупнейшее собрание в истории Беларуси. Правительство немедленно приняло меры, арестовав многих лидеров оппозиции и вынудив других бежать за границу.

Протасевич помогал организовывать массовые уличные протесты из-за границы, используя канал NEXTA в социальной сети Telegram.

Название канала происходит от белорусского слова Нехта (Nehta), которое с английского переводится как «кто-то». Название относится к тысячам анонимных советов, которые были отправлены на канал людьми из Беларуси, а затем распространены.

Создание платформы было попыткой бросить вызов централизованным СМИ Беларуси и способствовать свободе слова среди оппонентов правительства. Однако даже с этой предосторожностью цена за вызов государству оказалась высокой.

Государство, построенное на советском прошлом

Независимость Беларуси от СССР в начале 1990-х годов не была настоящим отходом от менталитета государственного контроля советской эпохи. Придя к власти в 1994 году, Лукашенко провел политику цензуры средств массовой информации и ущемления прав человека, укрепив его правление авторитарным государством.

В отличие от других постсоветских стран, таких как страны Балтии, Грузия и Украина, которые столкнулись с прошлым и отошли от этого стиля правления, Лукашенко продолжал создавать советский нарратив о тотальном контроле и власти в Беларуси.

Политические лидеры часто мобилизуют национальную символику, чтобы утвердить свою легитимность и национальный нарратив. В Беларуси, например, в 1995 году был восстановлен флаг советской эпохи, и в результате неоднозначного референдума русскому языку был присвоен равный статус с белорусским. (Лукашенко - это русское написание имени президента, например, а Лукашенко - белорусский.) Школы и учебники истории были изменены, чтобы прославить советское прошлое.

В прошлом году Лукашенко также внес более строгие поправки в законы о СМИ и массовых собраниях.

Мобилизовав таким образом советскую и пророссийскую тактику построения нации, Лукашенко легитимизировал себя не только в Беларуси, но и в России. Он в значительной степени полагался на поддержку президента России Владимира Путина для укрепления своей позиции, особенно когда дело доходит до финансовой и военной поддержки.

И точно так же, как критики правительства стали все чаще подвергаться преследованиям в России - включая журналиста, который был осужден за якобы подстрекательство к терроризму в прошлом году, - арест Протасевича показывает, насколько далеко Лукашенко пойдет в наказание за любой вызов своему правлению.

Поскольку протесты против правительства не привели к демократическим изменениям в прошлом году и, как полагают, около 30 000 человек были арестованы, возникает вопрос, осталась ли у оппозиции хоть какая-то борьба.

Глобальное давление будет бесплодным

Также остается вопрос, может ли международное сообщество сделать что-нибудь, чтобы наказать Беларусь.

До прошлогодних выборов отношения между Беларусью и ЕС шли на поправку. В 2016 году ЕС снял пятилетние санкции в отношении Беларуси после освобождения политзаключенных. А менее двух лет назад Лукашенко посетил Австрию, стремясь к более тесным связям с ЕС.

Однако Беларусь долгое время позиционировала себя как аутсайдер не только из-за бесчеловечного обращения с оппозицией и белорусским гражданским обществом, но и как союзник России. Таким образом, новое экономическое давление со стороны Запада, вероятно, окажется бесполезным, учитывая, что Лукашенко в основном полагается на экономическую поддержку со стороны России.

Единственный инструмент, который потенциально может иметь в своем распоряжении ЕС, - это разрыв воздушного сообщения с Беларусью, что еще больше изолирует страну от Запада.

Но Лукашенко в прошлом оказался невосприимчивым к давлению. Укрепление его власти также пойдет на пользу Кремлю, поскольку это позволит России сохранить сферу своего гегемонистского влияния на некоторых постсоветских пространствах. Это может быть особенно важно, если он действительно пытается предпринять дальнейшие военные действия против Украины, как некоторые опасаются.

Все это плохие новости для оппонентов Лукашенко. Спорный арест Протасевича доказывает, что оппозиция небезопасна от диктатуры Беларуси - независимо от того, находится ли она на земле или в воздухе.