Импортозамещать или нет? Этот вопрос уже несколько лет не дает покоя каждому среднестатистическому россиянину. Многие соскучились по французскому рокфору и пармской ветчине, другие уже распробовали и оценили отечественную продукцию, с которой вышли на рынок наши фермеры. В общем, мы разделились на два лагеря. Причем последние опросы показывают: сторонником так называемых контрсанкций, закрывших доступ к вожделенному импорту, все меньше. О чем это говорит? О том, что отечественная программа импортозамещения провалилась? Попробуем разобраться.
Всего несколько десятков лет назад пределом мечтаний рядового советского гражданина было достать, как тогда говорили, «фирму́» – американские джинсы, японский видеомагнитофон или чешский мебельный гарнитур. А редкие счастливые обладатели автомобиля иностранного производства чувствовали себя просто королями! Сначала импорт покупали из-под полы, потом, после перестройки, открылись комиссионные магазины. В большинстве своем заграничные вещи отличались хорошим качеством, пользовались ими годами. Чего нельзя было сказать о товарах отечественного производства.
Конечно, понятие «дефицит» давно исчезло, а рассказы об очередях в магазинах, товарах по талонам и распродажах на работе наши дети и внуки воспринимают как бабушкины сказки. Полки супермаркетов сегодня забиты товарами на любой вкус и кошелек. Однако большинство отечественной продукции по-прежнему не выдерживает конкуренции с импортной. Речь не идет, пожалуй, лишь об оружии и боевой технике.
Хорошим стартом для рывка собственного производства могло бы стать введение Западом санкций против России. И – в качестве «нашего ответа Чемберлену» – программа импортозамещения, которая реализуется уже несколько лет.
В некоторых отраслях подвижки и вправду случились, особенно в отечественном сельском хозяйстве, которое до этого поддерживали слабо. В «сытые» годы, когда нефтяные котировки, подобно хорошему альпинисту, уверенно карабкались только вверх, наша страна одних продуктов питания ежегодно закупала за рубежом на 35 млрд долларов.
Но, в общем и целом, приходится признать: ракета со стартовой площадки взлетела, однако на расчетную орбиту пока так и не вышла. Россия по-прежнему на мировой периферии и по качеству, и по количеству большинства выпускаемой продукции.
Догнать и перегнать
Причины отставания во многом кроются в прошлом. Если во времена СССР в космической отрасли и в области балета, мы, бесспорно, были впереди планеты всей, то отечественные товары народного потребления, начиная от игрушек и заканчивая автомобилями, не выдерживали никакого сравнения с западными аналогами. Закрытая, а главное плановая, социалистическая экономика была свободна от конкуренции. За качеством никто не гнался – угнаться бы за количеством. Но и это не всегда удавалось – отсюда и повальный дефицит всего и вся.
Сегодня мы хотим исправить ситуацию, но вместо прыжка в высоту пока выходит прыжок в длину. Зарубежные промышленные товары побеждают своим качеством и технологической новизной. Западная сельхозпродукция дешевле за счет государственных дотаций. Вещи из Китая и других стран Азии востребованы на рынке из-за низкой стоимости. Невысокая цена объясняется дешевизной рабочей силы.
Россияне в большинстве своем не готовы трудиться за гроши. Ситуацию усугубил и последний экономический кризис 2014 года, разоривший многие, особенно небольшие предприятия и уничтоживший сотни тысяч рабочих мест. Однако вместо того, чтобы спасать свой рынок, поддерживая малый и средний бизнес, государство его собственноручно топит, широко открыв границы для импорта. Сегодня для отечественного производителя засилье на рынке дешевых иностранных товаров означает не здоровую конкурентную среду, а экономическую смерть.
Чтобы стать серьезным игроком на мировой арене, России нужно разыграть главный козырь – защитить отечественного производителя. Здесь поможет политика протекционизма, а если говорить конкретнее, введение так называемых заградительных таможенных пошлин для импортных товаров. Это высокие тарифы, которые в буквальном смысле стеной встанут за российского предпринимателя.
Свой путь
О том, что импорт нужно держать под контролем, в России знали уже давно. Еще при Петре I покровительственная политика дала ощутимые результаты: к 1725 году число мануфактур в России возросло с двух-трех десятков до двухсот. А в 1891-ом году благодаря знаменитому ученому Дмитрию Менделееву в нашей стране начал действовать протекционистский таможенный тариф. И уже спустя всего три года доходная часть бюджета увеличилась с 896 млн до 1160 млн рублей.
Рост пошлин вызвал приток в страну иностранного капитала – как раз в те отрасли, которые и хотели усилить. Общий размер заграничных инвестиций за 10 лет вырос со 186 млн до 762 млн рублей.
Высокие тарифы – это, конечно, не единственное «лекарство». Тот же Дмитрий Менделеев видел сущность протекционизма, прежде всего, в создании экономических условий для промышленного развития. Ученый подчеркивал, что «государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами».
О вреде неконтролируемого импорта сегодня говорят и на Западе. Не зря Дональд Трамп, 45-ый президент США, а в прошлом успешный бизнесмен, в свое время одним из главных пунктов предвыборной программы обозначил протекционизм.
Конечно, в условиях глобальной экономики совсем отказываться от импортных товаров никто не призывает. Импорт стимулирует конкуренцию, рост качества и научно-технический прогресс. Новый «железный занавес» не нужен. Но заградительные пошлины – до тех пор, пока отечественные товары не смогут на равных конкурировать с зарубежными – необходимы. А еще важнее на деле, а не на словах поддерживать отечественных предпринимателей. Тогда и импортозамещение заработает «на все сто». Тогда со временем и мелкие предприниматели, основа любой растущей экономики, станут нормально зарабатывать, уйдут от серых схем и начнут платить налоги в казну.
Что делать?
Присутствие импорта надо регулировать в каждой торговой точке, начиная от маленького магазина и заканчивая гипермаркетом, за исключением, пожалуй, брендовых бутиков. Перекрывать нужно все лазейки, по которым зарубежный товар завозится в страну по демпинговым ценам, минуя таможню. Эксперты говорят, что импорт должен занимать не более 20% от всего оборота в каждой экономической нише. Это, разумеется, не относится к сырьевым товарам. Кроме того, важно ограничить деятельность иностранных предпринимателей и дать возможность заработать своим гражданам. Кредитуя при этом малый бизнес под 3-4%, а не под 25-30%, как сегодня.
На пути к конкурентоспособному рынку нам всем придется потерпеть: после введения заградительных пошлин, дешевых товаров на какое-то время станет меньше, а качественные будут ощутимо дороже. Но игра стоит свеч. Воспрянут духом и поднимут головы местные производители, появятся новые рабочие места, вырастут доходы населения.
Нужно лишь помнить: неограниченный импорт в итоге всегда оборачивается ущербом для самих граждан. Это гарантированный путь к бедности, что наглядно демонстрируют страны, не так давно вступившие в Евросоюз. Почему же тогда все последние годы Запад во главе с США навязывал миру открытость импорту? Это тема для следующего интересного разговора.