В конце июня 2021 года целый ряд автомобильных СМИ сообщил о том, что Škoda предполагает в обозримом будущем представить в России целый ряд новых моделей, и среди них совсем новый компактный кроссовер "индийского" происхождения Škoda Kushaq. И именно в связи с обнародованием таких планов шансы «фольксвагеновского» T-Cross стать "российским" существенно возрастают. Почему? Попробую объяснить.
Компактный кроссовер Volkswagen T-Cross (созданный на платформе MQB A0) был запущен в производство весной 2019 года - сначала в Испании, затем в Бразилии и Китае. При этом в Китае производится вариант с удлиненной колесной базой (2650 мм вместо 2551 мм в Европе). Такое удлинение уже стало своего рода маркетинговым правилом для машин, адаптируемых под китайский рынок. Сейчас уже трудно найти модель «Фольксвагена», которая бы не была примерно на 10 см длиннее в Китае, чем в Европе.
Спустя два года, в феврале 2021-го, в Индии был представлен компактный кроссовер для местного рынка Volkswagen Taigun, созданный на основе китайской (снова обращу внимание – удлиненной) версии T-Cross. Производство "Тайгуна" было налажено на заводе в городе Чакан, и продажи этой машины начинаются этим летом.
Через четыре месяца после запуска в серию «Тайгуна», в июне 2021 года, на том же заводе в Чакане стартовало производство его брата-близнеца – компактного кроссовера Škoda Kushaq, выходящего сейчас на индийский рынок. Казалось бы, всё это очень далеко от нас и потому неинтересно. Но не совсем.
Вернемся в Россию. В соответствии со специнвестконтрактом (СПИК), подписанным «Фольксвагеном» в июне 2019, он, помимо «Таоса» (тогда называвшегося Tarek), должен локализовать «крупноразмерный внедорожник» и «новую модель компактного внедорожника». О первой позиции не говорим, а вот претендентами на вторую могут быть новый Nivus (он же Taigo) и T-Cross. Другие варианты практически отсутствуют.
При этом не забудем, что за производство и продажи всех машин концерна VAG в России отвечает именно Škoda. И не только в России, но и в той самой Индии, а также в Северной Африке. Но так как Škoda недавно заявила, что Kushaq станет глобальной моделью, в том числе предназначенной и для российского рынка, то постановка не конвейер «Фольксвагена» в Калуге не просто «Кушака», а пары Kushaq – Taigun (он же "Т-Кросс") представляется очень логичным, а потому и более вероятным вариантом, чем запуск в серию «российского» купеобразного «Нивуса». Последний, во всяком случае, пока, не имеет аналога у «Шкоды», и это обстоятельство резко понижает его шансы.
Но если предположения подтвердятся, то, скорее всего, и Taigun (T-Cross), и Kushaq для российского рынка будут продаваться под какими-то другими названиями. Хотя, конечно, нельзя исключать, что маркетологи могут и полениться – и ничего не выдумывать. Потому что Škoda… Kamiq - вполне подходящее название для российской версии компактной «чешки». Ведь в свое время компактный кроссовер Škoda Kamiq тоже стал своего рода «производной» от немецкого Volkswagen T-Cross и, замечу, при этом получил увеличенную «азиатскую» колесную базу (2651 мм).
В свою очередь, внешность «российской» компактной «Шкоды», скорее всего, будет очень близка к «глобальному» «Кушаку», а внешность «Фольксвагена» – к «Т-Кроссу» или, что менее вероятно, к «Тайгуну» (последний, хоть и создан позже, но почему-то сохранил уходящую в прошлое стилистику дорестайлинговых Volkswagen Tiguan и Teramont).
Можно предположить, что степень удешевления, обеднения конструкции по сравнению с европейскими «предками» будет, скорее всего, приближаться к индийскому стандарту. Впрочем, надо учитывать, что Škoda и, тем более, Volkswagen в Индии - почти что премиум-бренды. Кроме того, надо полагать, совсем уж обеднить машины на российском рынке в части оснащения не дадут конкуренты.
И снова вернусь к букве специнвестконтракта «Фольксвагена» («новая модель компактного внедорожника»). Если европейские машины назвать новыми можно только с определенной натяжкой, то их индийские потомки считать старыми никак не получается – просто по формальным признакам.
И, в довершение, еще к аргументации в пользу T-Cross: еще в октябре 2018 года главный операционный директор бренда Volkswagen Ральф Брандштеттер сообщал о том, что T-Cross непременно приедет в Россию. Правда, тогда речь шла о чистом импорте из Испании. Но это было до подписания СПИК в июне 2019 года. После чего, Volkswagen, вероятнее всего, переориентировался на локализацию "Т-Кросса", так и не начав до сих пор его экспорт из Испании в Россию. Естественно, локализация производства требует больше времени. И, если описанные выше предположения верны, то Volkswagen пошел кружным путем – сначала переработал обе европейские компактные модели (Volkswagen и Škoda) для производства в Китае и Индии, а теперь уже задумался о подготовке к их выпуску в России (скорее всего, тоже с какой-то переработкой под наш рынок).
Только когда это всё будет? СПИК ставит границу - 2028 год. Стратегия "Шкоды" - 2030 год. Но очень вероятно, что уже к концу 2022 года возникнет та или иная определенность. Во всяком случае, от объявления проекта "Tarek" глобальным (предусматривавшим выпуск нового кроссовера на заводе "ГАЗ") до объявления о его «материализации» в России – официального сообщения о начале выпуска «Таоса» в Нижнем Новгороде – прошло полтора года.