Андрей Правов
Кажется наглость мошенников, обзванивающих наших соотечественников с целью выманить у них деньги, уже превзошла все самые фантастические показатели. Так, согласно недавним публикациям в СМИ, телефонные мошенники вновь попытались выманить крупную сумму денег у 96-летнего ветерана Великой Отечественной войны Василия Пронина. Того самого, которого в этом году на параде Победы на Красной Площади, согласно обошедшей СМИ фотографии, укрывал теплой курткой президент России Владимир Путин.
Как я уже писал, такой жест уважения к ветерану со стороны главы государства был понятен. Василий Пронин - участник битвы на Курской дуге и ряда других сражений. Таких людей, свидетелей тех давних событий, сегодня в живых осталось уже совсем немного. И уважение к ним, принесшим нашей стране столь желанную Победу над фашизмом, огромно.
История о том, как телефонные мошенники выманили у этого пенсионера все его накопления, совсем недавно обошла многие СМИ. Она дошла до администрации президента. В частности, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал саму ситуацию чудовищной. И не согласиться с таким определением нельзя. Из администрации правоохранительным органам было дано жесткое указание – найти и наказать подонков по всей строгости закона.
Как известно, на задержание мошенников тогда не потребовалось много времени, и сейчас, судя по всему, они находятся под арестом и дожидаются суда. И это правильно.
А вот неправильно то, что в это время их расторопные «коллеги» попытались «развести на деньги» этого же самого заслуженного ветерана еще раз.
Так, по данным СМИ, Пронину позвонила некая дама, которая представилась сотрудницей пенсионного фонда и «порадовала» собеседника информацией, что на него наложен штраф в размере 145 тысяч рублей. Она попросила пенсионера связаться с неким чиновником по имени Иван, который подтвердил наказание, но при этом сделал для ветерана скидку почти в половину причитающейся суммы. Но оставшиеся 75 тысяч потребовал немедленно перевести на указанное им имя.
Объяснение появления штрафа выглядело крайне неправдоподобно - за неуплату аренды банковской ячейки, в которой якобы хранилась компенсация морального вреда за некачественные медицинские услуги.
Уже наученный горьким опытом общения с мошенниками, ветеран, естественно, деньги никому переводить не стал, а обратился в полицию.
Меня лично эта история с продолжением просто изумила. Ведь получается, что телефонные мошенники в нашем обществе вообще «все берега потеряли». Они уже не боятся просто ничего. Ведь, судя по всему, быстрый арест их «коллег», также пытавшихся «развести на деньги» ветерана Пронина и слова, высказанные в связи с произошедшим представителями администрации президента по идее должны были отбить всякую охоту у кого-либо снова попытаться обмануть 96-летнего пенсионера. Так нет, оказывается, страха у мошенников нет.
Возникает вопрос – почему? На мой взгляд, скорее всего на этот раз охотники до легкой наживы просто не знали, что перед ними такой случай. Ну не читают они газет, не смотрят ТВ, а все дни заняты только одним – обзвоном возможных жертв. Допускаю даже, что мошенники и не находятся в России, а действуют откуда-то из-за рубежей нашей страны. Отличная точка для этого, например, Украина. «Работая» оттуда, можно надеяться, что тебя не выдадут «москалям» что бы ужасное ты не совершил. То есть если на Украине узнают, что кто-то «разводит москалей на деньги», там только порадуются.
Между тем все мы, граждане РФ, с каждым днем становимся все более вероятными жертвами мошенников. Различные наши данные в последние годы с приходом всеобщей цифровизации спрашивают почти везде – при оформлении на постоянную и временную работу, при составлении договоров, при регистрации на самых различных сайтах, в том числе госуслуг, в банках, при вакцинации, а теперь еще и оформлении QR-кода. И так далее. А ведь нет никакой гарантии в том, что в штате предприятия, банка или поликлиники не «затесался» сотрудник, готовый продать на очередной «Горбушке» весь длинный список зарегистрированных лиц. Причем со всеми подробными данными и не за дорого.
Что получается в таком случае? Смогут ли мошенники, например, оформить кредит на ничего не подозревающего гражданина? Вполне даже возможно. Смогут ли они позвонить ему и, пользуясь доверительной информацией, называя его ФИО, СНИЛС, ИНН и домашний адрес попробовать выманить деньги с его банковского счета? Безусловно, да. Тысячи примеров. Звонят без перерыва. За последние месяцы такие звонки получали очень многие мои знакомые.
Так что же делать? В одном из прошлых своих материалах я предлагал, например, пороть мошенников розгами на площадях при большом скоплении народа. Или клеймить им лбы надписью «сволочь». Но такие варианты наказания, конечно же, вряд ли одобрят в различных международных организациях по правам человека, на которые в России часто предлагают ориентироваться. Да и решение это, конечно же, очень напоминает времена Средневековья.
А что остается? Прежде всего, на мой взгляд, необходимо повысить ответственность хозяев различных организаций, фирм и просто сайтов, включая государственные, требующих от нас давать им наши данные. Указывая на такую просьбу, все они, на мой взгляд, должны давать приписку, что в случае «утечки» данных гарантируют возмещение ущерба. Или не просить данные. Ведь далеко не за каждого из нас, как это понятно, будет вступаться администрация президента. Хотя, на мой взгляд, необходимо, чтобы различного рода мошенничество расследовалось компетентными органами с таким же рвением и старанием, как в резонансном случае с Василием Прониным.
К тому же те же банки располагают куда большей силой решить дело в свою пользу, чем обычный гражданин. Включая судебное решение. Таким образом им будут необходимо либо процедуру выдачи кредитов усложнять, либо активно бороться за права вкладчиков. То есть руководство банков должно понимать, что в случае аферы именно банк, а не клиент, будет брать на себя все расходы за преступно оформленные кредиты и сам разбираться с мошенниками.
Кстати, для этого у банков уже имеется хорошо отлаженный механизм – коллекторы. Пусть они направят весь свой пыл на «выколачивания долга» не с обычного гражданина, а именно с мошенников. И тогда, несомненно, их энергия уже будет направлена именно в благих, то есть «мирных» целях. Здесь, на мой взгляд, допустимы уже и всевозможные перекосы, на которые, как показывает жизнь, способна фантазия коллекторов.
Наши банкиры должны наконец-то понять, что, как гласит старая народная мудрость, клиент всегда прав. И понять то, что мошенники посягнули на интересы самой главной опоры банка – этого самого добросовестного клиента! То же самое относится и к полиции, когда речь идет о защите интересов законопослушного гражданина нашего государства.
Что касается различных вариантов борьбы, то, вероятно, все же в стране есть немало специалистов, способных их предложить всерьез. Главное – это то, чтобы государство проявило серьезную заботу о гражданине РФ, налогоплательщике. А он чувствовал за своей спиной надежный защитный щит. И тогда под ногами мошенников, будет что называется, «гореть земля»…
А вы что думаете пот этому поводу?