Найти тему

"Гобсек" как наблюдения Бальзака о жизни ростовщика

Оглавление

Обзор повести (2009)

                                                     Обложка книги Бальзака
Обложка книги Бальзака

Оноре де Бальзак работал над повестью "Гобсек" достаточно долго и очень внимательно. Писатель постоянно старался достичь в ней художественного совершенства, убедительно и точно передать в образе ростовщика самое главное в современной ему эпохе.

Это подтверждают 3 редакции произведения, реализующиеся писателем в течение 18 лет, и все корректировки, которые автор постоянно вносил в каждую её новую правку.

В 1835 году выходит свежая версия рассказа под названием "Папаша Гобсек". В новых исторических требованиях, спустя 5 лет после революции в июле, в положении напряженной борьбы за богатство, писатель представляет в новый свет интерес читателей. Во главе произведения становится ростовщик Гобсек.

Вторая редакция заключалась в описании устрашающей кладовой умирающего персонажа, а графиня де Ресто выступает в роли дочери отца Горио.

В 1848 году Бальзак решает вернуться к повести и изменить её название, удаляя слово "папаша". Сейчас же это произведение называется "Гобсек".

В рассказе присутствуют наблюдения из жизни автора. Поэтому исследователи считают, что творчество Бальзака и каждая часть повести несут в себе своеобразный характер автобиографии.

Содержание романа своими словами

Главными героями данного произведения являются: ростовщик Жан-Эстер-ван-Гобсек, юрист (стряпчий) Дервиль, граф, его жена Горио, её сын Эрнест де Ресто и младшие дочь с сыном, виконтесса, её дочка Камилла и её дядя.

Виконтесса ни в какую не хотела выдавать любимую дочь замуж за графского сына в связи с плохой репутацией его матери. Тогда юрист решился рассказать матери Камиллы историю жизни графа. Начал он свой рассказ с богатого, в молодости часто путешествовавшего ростовщика, который жил с ним по соседству в убогой комнате. Однажды потеряв золото на лестнице, Гобсек отказался одолжить денег у стряпчего, не захотев признаваться ему в своём богатстве. Будучи уже в преклонном возрасте 76 лет, он не составил завещание никому, а его последняя наследница, внучатая племянница трагически погибла. В юности Жан служил юнгой на корабле и много видел борьбы между собой кладоискателей за золото, которое он считал основой всей своей жизни. Его также как философа развлекало наблюдать со стороны за чужими историями, судьбами и сердцами. В должности ростовщика он принимал очень много клиентов и его все боялись. Дервилю Жан рассказал про 2 своих должников. О богатой графине Горио, любовник который достаточно уже задолжал перед ним и про смирную, вовремя платившую по векселям порядочную Фанни Мальво. Она была женой юриста и белошвейкой.

Графиня вела распутный образ жизни, хотя и была замужем! Она всячески старалась казаться образцовой матерью своим детям. Когда Гобсек пришел к ней в один прекрасный день забрать долг, то даже подумал, что она могла бы расплатиться иным способом. Ему помешал внезапно пришедший супруг её. В результате Жан получил от графини бриллиант и ушел. Он сравнил перед Дервилем Фанни с графиней. Ростовщик считал, что владеет всем миром из-за наличия денег. После защиты диссертации и получения звания стряпчего юрист стал лучшим другом для Гобсека, часто просящего его совета. Начальник юриста проигрался и вынужден был продать контору.

Дервиль же решил выкупить её и обратился за помощью к ростовщику. Тот согласился при условии вернуть ему деньги 150000 франков с залогом в 15 %. С этого времени Гобсек с юристом стали ходить друг к другу в гости. Вскоре после занятия должности стряпчий вернул виконтессе всё её имущество и стал её другом. Он женился на Фанни Мальво, чьё наследство помогло ему расплатиться с Жаном. Побывав на холостяцком вечере игрока и повесы Максима де Трая, Дервиль в пьяном виде пообещал помочь его товарищу, приведя его к Гобсеку.

В результате оказалось, что поддержка необходима любовнику графини, ветреному щёголю. Горио отдала за бесценок обезумевшему от счастья Жану все бриллианты супруга и 80 000 без расписок. Сразу же после её ухода к ростовщику вошел разъярённый на жену граф и угрожал подать на него в суд, так как бриллианты принадлежали ему, а не супруге. Гобсек не испугался этих угроз. Юрист советовал графу не затевать суда и помириться с Жаном. Граф согласился на акт получения от ростовщика 85000 франков с последующей уплатой долга обещавшему вернуть его бриллианты. На следующий день граф пришел к Дервилю и спросил про ростовщика. Стряпчий сильно похвалил Гобсека и граф решил оформить на старика всё своё имущество, чтоб тот признал права на него старшего сына де Ресто.

Он попросил хранить документ о наследстве, когда юрист получит его, и признался в своём умирающем и болезненном состоянии. Младшим детям он решил выделить небольшие доли. Дервиль стал часто приходить домой к графу чтоб получить ценный документ о наследстве, но его жена, догадываясь обо всём и опасаясь остаться нищей, не допускала стряпчего в комнату к мужу, а незадолго до его смерти просила слугу сказать графу про фиктивный отъезд юриста по делам на неделю.

                          Иллюстрация к повести. Образы Гобсека и Фанни Мальво
Иллюстрация к повести. Образы Гобсека и Фанни Мальво

Перед кончиной граф позвал к себе сына, де Ресто, своего любимца и просил сохранить документ о наследстве, ничего не говоря матери. Когда Горио стала расспрашивать об этом сына, ссылаясь на безумие мужа, то он вылетел из комнаты в гневе. Он умер в ту же ночь. Дервиль вместе с Жаном застали графиню среди открытых шкафов и рассыпанных вокруг разных бумаг. Увидев половину документов в огне, юрист пояснил Горио, что она только что сожгла все права детей на наследство. Узнав по виду и речам Гобсека про его намерение владеть домом и поместьями графа, и не отдавать их его сыновьям, стряпчий был крайне ошеломлён. В итоге особняк Горио ростовщик сдал внаём, а сам жил на широкую ногу, посещая все графские угодья.

Дервилю так и не удалось уговорить старика помочь де Ресто из-за его предстоящей свадьбы с Камиллой. Юрист поведал и про сильную любовь графини к своим детям, которая дала и сдержала им своё обещание посвятить отныне всю личную жизнь им. Гобсек обещал дать окончательный ответ когда выздоровеет, хотя находился уже при смерти. У него дома прислуживали старуха-привратница с мужем-инвалидом. Гобсек продолжал принимать клиентов и с жадностью брал с них взятки золотом, серебром и продуктами.

Перед его смертью служанка позвала к нему Дервиля. Старик к его удивлению был ещё в полном сознании, сказав, что стоит на корточках у камина из-за того, что увидел в комнате золото. Он просил стряпчего поискать дочь своей погибшей внучатой племянницы, которой он и оставил своё завещание. Юрист решил всё его имущество опечатать, а увидев в осмотренных комнатах груды припасов заплесневевших от времени денег из-за непомерной алчности его хозяина, сильно ужаснулся. Его пугала одна лишь мысль про то, кому же в результате достанется всё наследство ростовщика. Виконтессе Дервиль сказал, что приличным состоянием из всего этого будет владеть Эрнест де Ресто. Она обещала ему подумать над таким предложением.

Главная тема произведения Бальзака

Основной темой данного произведения является страсть. Она исследуется в повести на 2 уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое себялюбие и т.п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть - тяга к золоту, накоплению, к постоянному обогащению.

История жизни Жана Эстера ван Гобсека, сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадёжить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения её любимого графа Эрнеста де Ресто.

Юрист познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведёт спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.

13 лет знакомства позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление от Гобсека (кстати, этот персонаж носит говорящую фамилию: в переводе с французского, "Гобсек" - значит "Живоглот") создаётся красочным описанием его внешности, каждая черта которой метафорически соотносится с богатством, старостью или хитростью.

Образ главного персонажа

Лицо старого ростовщика своей "желтоватой бледностью", похожей на "цвет серебра, с которого слезла позолота", напоминает Дервилю "лунный лик". Глаза главного героя - "маленькие и жёлтые, словно у хорька", нос - длинный с острым кончиком, губы тонкие, "как у алхимиков", черты лица - "неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы". Когда ростовщик приподнимает истрёпанный картуз, то взору открывается "полоска голого черепа, жёлтого, как старый мрамор". "Все его действия были размеренны, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно". В первое время стряпчий не мог даже сказать, сколько лет Жану, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Художественное пространство, в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчётливой и холодной натуре. Вещи в комнате отличаются потёртостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу. Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.

Чувство довольства прошедшим днём и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека - "только привычка к излюбленной среде". Нравственные правила - различны у разных народов, внутренние страсти - губительны для людей и только инстинкт самосохранения - единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погружённом в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно даёт всё - богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи - главное развлечение Гобсека.

                                                  Иллюстрация к "Гобсеку"
Иллюстрация к "Гобсеку"

К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей он и не может. Участие в нём вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности, такие, как например, белошвейка Фанни Мальво. При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги. В Дервиле ростовщика подкупает его молодость (Гобсек считает, что до 30 лет люди ещё сохраняют свой резерв честности и благородства), знания (Жан пользуется его советами), трезвый рассудок, желание работать и умение чётко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.

Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему "без всяких хитростей". Жена графа, красавица Анастази день за днём проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишён однозначности: она - и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена (младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем своим детям.

В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал. Вначале он был экономным, бережливым, пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового состояния.

Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф де Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей ему с альфонсом Максимом Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека - стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как юрист не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.

При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью - он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю - не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.

                                                         Иллюстрация к повести Бальзака
Иллюстрация к повести Бальзака

Жан в свою очередь и в Дервиле находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы то ни было, испытывая человеческие желания - иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.

Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсек бессмысленно покидает своё огромное финансовое состояние, не имея возможности завещать богатство кому - либо, оставляя его в неодушевлённом доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми ростовщик столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.

Повесть имеет необычную композицию "история в истории". Рассказ ведётся от лица Дервиля. Данный характер повествования предоставляет автору построить определённый ракурс видения ситуации. Стряпчий повествует о разных эпизодах жизни семьи де Ресто и Гобсека, а также оценивает всё происходящее.

Автор указывает на разрушение и кризис старой французской аристократии.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)