Найти тему
Игорь Орлов

Что означает евангельское «Не заботьтесь». Объяснение двух святителей — Иоанна Златоуста и Василия Великого

Оглавление

Что означает евангельское «Не заботьтесь». Объяснение двух святителей — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Евангельское «Не заботьтесь» - часть Нагорной проповеди Христа.

Нагорная проповедь Христа (фото из Яндекс Картинки)
Нагорная проповедь Христа (фото из Яндекс Картинки)

Всю Нагорную проповедь нельзя понимать буквально, приземленно. Для пользы души и жизни разуметь ее стоит по духовному смыслу, духовным разумом в человеке.

Нагорная проповедь (фото из Яндекс Картинки)
Нагорная проповедь (фото из Яндекс Картинки)

Именно поэтому, пояснения святых людей по ней, полезны.

В Евангелиях Христом сказано:

«...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться ». (Мф 6:25)
«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем...» (6:34).

Что это: призыв к беспечности? Но, с другой стороны Евангелия призывают к бдительности, труду, предприимчивости. Противоречия?

Жить как птицы? Но человек - не птица? У него другой, высокоорганизованный разум, от Бога. Евангелия говорят, что человек не животное, а подобие Бога, царь над животным миром. Противоречия?

Скорее, парадоксы, а не противоречия, разрешаемые правильным разумением смысла Слов Христа.

Простое наблюдения показывает, что в реальной жизни человек успешен, популярен в деле и по жизни, когда мыслит стратегически, умеет планировать на долгосрочную перспективу, расчетлив, и всесторонне учитывает риски.

Получается, что для духовной жизни это все не то, что не нужно, но даже вредно?

Попробуем разобраться в смысле Слов Христа при помощи двух святых.

Вот, что говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Не для того говорит Христос, Я не велел заботиться и просить (хлеба насущного — прим. автора), чтобы вы бедствовали, ходили наги, но чтобы во всем у вас был достаток…
Я, говорит Он, запрещаю искать не для того, чтобы ты не получил (благ), а чтобы получил, как тебе прилично получить, с истинной пользой для тебя. Чтобы ты заботой и мучительным попечением об этих (материальных) благах не сделался недостойным и их, и духовных благ. Чтобы ты не навлек на себя излишнего бедствия, и не лишился желаемого тобой.» (Святитель Иоанн Златоуст. «Беседы на Евангелия от Матфея»).
Святитель и вселенский учитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)
Святитель и вселенский учитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)

Итак, духовная «математика» по свт. Иоанну Златоусту проста: ты заботишься о материальных благах, и заботой такой лишаешь себя благ духовных, больших.

Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)

Христос предлагает другой, лучший вариант для человека : не заботься (заботы от недоверия Богу, от страха в тебе), доверься Богу, проси хлеб насущный. И будешь иметь и хлеб насущный, и блага духовные.

Не заботься не значит будь беспечным, ляжь на печку, как Емеля и жди исполнения желаний от щуки.

Не заботься — значит, не переживай, доверяй Богу, занимайся действительно важными делами, которые дает тебе Бог на каждый день, а все остальное приложится Им, подастся Им. Щедрее, чем ты думал. Трудись для Бога и обретешь щедро. Не переживай за "приложения", думай и делай главное, Божье.

Кстати, это касается и стратегов. Те люди, которые являются реальными стратегами по жизни (таких, по статистике, не более 10 процентов, остальные хотят ими казаться) , не строят замысловатых стратегических планов. Их планы просты, и реализуемы. В них "живая", от Бога подаваемая, стратегия, умственная дальнозоркость. Они стратеги, так как им дан этот дар Божий от Бога. С них и спросится, как со стратегов.

Не все являются стратегами (и это не повод для переживаний), но каждый по-своему служит Богу, и Бог дает по трудам каждому. У Бога всякий труд по Богу важен.

Другой интересный ракурс понимания этих же Слов Христа находим у другого святителя и вселенского учителя — Василия Великого.

Святитель Василий Великий вот как объясняет Слова Христа: «Не заботьтесь».

«Кто принял учение Господа, сказавшего: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его», и не сомневается в истине обетований Того, Кто присовокупил: «и это все приложится вам» (Мф 6:33): тот не расслабляет души житейскими заботами, которые подавляют слово и делают его бесплодным (Мф.13:22).
Тот подвизаясь добрым подвигом благоугождения Богу, верует Господу, сказавшему: «трудящийся достоин пищи своей» (Мф.10:10). Тот ни мало не беспокоится о ней (пище — прим. автора). Работает не ради самого себя, но ради исполнения Христовой заповеди.
Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии, а заботиться и работать ради заповеди — похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения» (Свт. Василий Великий «Правила, кратко изложенный в вопросах и ответах»).

Святитель Василий Великий (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Василий Великий (фото из Яндекс Картинки)

Итак, святитель Василий Великий говорит, что заботиться и трудиться надо, но не о том, что есть (кушать), а об исполнении Божьего. Другой приоритет, другой фокус, другой критерий заботы. И не нужно сомневаться и не доверять Богу. Его обетования истины. Ты можешь быть лукав, другой человек может быть лжив в своих обещаниях, а Бог истинен в своих обетованиях.

Святитель и вселенский учитель Василий Великий
Святитель и вселенский учитель Василий Великий

Если ты поступаешь так по отношению к Богу (трудишься делами на Него и заботишься о них, доверяешь Богу), то и Бог поступит так, как обещает в Евангелии. Бог не лжет.

Трудиться делами на Бога — это не только исполнение заповедей. Это и выбор того, что по Богу. Если тебе, по призванию Божьему, лучше делать какое-то дело (профессия, специальность), у тебя на то есть таланты от Него, то лучше делать это дело, а не другое, может быть престижное в глазах общества. Лучше все решения выбирать по Богу. Ведь Бог есть Путь и все вехи на нем, Им даны.

Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.

Понравилось — ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.