Найти тему
Педагог онлайн

О чём нужно знать учителю литературы?

Преподавать литературу в современной школе очень сложно, потому что уменьшение интереса школьников к чтению очевидна.

Но утверждать, что дети совсем перестали читать и что им совсем не нравится художественная литература несправедливо.

Предлагаю познакомиться с данными научных исследований на предмет того, какая сторона, особенность литературного произведения, самого процесса чтения несмотря ни на что остаётся востребованной школьниками разных классов; что может стать для учителя литературы силой, движущей интерес к хорошей литературе.

Преподавать литературу в современной школе очень сложно, потому что уменьшение интереса школьников к чтению очевидна. Но утверждать, что дети совсем перестали читать и что им совсем не нравится художественная литература несправедливо. Предлагаю познакомиться с данными научных исследований на предмет того, какая сторона, особенность литературного произведения, самого процесса чтения несмотря ни на что остаётся востребованной школьниками разных классов; что может стать для учителя литературы силой, движущей интерес к хорошей литературе.

Листайте карусель фотографий, чтобы познакомиться подробно с проведёнными исследованиями. Материалы взяты из учебника «Методика обучения литературе в школе» под ред. д-ра пед. наук, профессора Н.М. Свириной, 2020 г.

-2
-3
-4
-5

Для старшеклассников начала 21 века среди стимулов, побуждающих подростка, молодого человека взять в руки книгу, на первом месте — «благодаря чтению понять людей и себя, найти ответы на жизненно важные вопросы»; на втором — «ожидаю от книги помощи в собственном духовном, интеллектуальном развитии»; на третьем месте — желание «найти новые идеи, сравнить их со своими, найти в книге отражение своих чувств, впечатлений» и лишь затем — «читаю интересные книги, чтобы отвлечься от повседневной жизни, жду от книги интересного времяпрепровождения».
Многие ученики 10-11 классов в целом явно были ориентированы на чтение, они признавали необходимость чтения. Школой тогда было сформировано убеждение в том, что «читать надо». Тем более что именно в этом возрасте уже складывается отношение к литературе как самостоятельному искусству, а не только как к учебному предмету (как в основном это бывает с 5-го по 8-9-е классы). Нынче иерархия ожиданий от книги другая. Более дробная, разнообразная мотивация у старшеклассников. Что ушло, что осталось, в каком качестве?
-6

Ушло «читаю книги, чтобы понять людей и себя», эта мысль уже не озвучена нынешними старшеклассниками. От этой первой и самой большой группы остаётся часть мысли: «найти ответы на жизненно важные вопросы».
Группа «ожидаю от книги помощи в собственном духовном, интеллектуальном развитии» фактически отсутствует.

Остальные мысли те же, но с разным небольшим численным расхождением. Налицо разный уровень ожиданий у этих одно за другим следующих поколений старшеклассников. Обратите внимание: наиболее ценное у нынешних школьников ожидание, говорящее о готовности к диалогу с литературой, находится среди основных ведущих групп, занимая пятое место: «чтобы захотелось рассказывать об этой книге, думать после прочтения, думать с автором, спорить с автором» (11%).

Можно предположить, что на исчезновение прежде ведущих мотивов в чтении оказало влияние всё большее число незначительной и по большому счёту не художественной литературы, которую читают родители и часто сами школьники — отчасти в связи с отсутствием дома другой литературы. Эту мысль подверждает анализ ответов нынешних старшеклассников на вопрос: произведения каких современных писателей вы предложили бы включить в школьную программу, почему?

Называются современные писатели, уже прочно вошедшие в литературу, как отечественные, так и зарубежные (31%): Мураками, Дэн Браун, Сэлинджер, Санаев, Акунин, Аксёнов, Дина Рубина, Стивен Кинг.

Детективы отечественных авторов, женские любовные романы, детские детективы, псевдоисторические романы (24%).

Называются проверенные временем писатели, преимущественно западноевропейские фантасты и отечественные (18%): Агата Кристи, Станислав Лем, Айзек Азимов, Рэй Дуглас Брэдбери, братья Стругацкие, Беляев, Ефремов.

Отечественные и зарубежные писатели 20 века: Булгаков, Пастернак, Джек Лондон, Антуан де Сент- Экзюпери, Льюис Кэрролл, Ремарк, Ричард Бах — их старшеклассники принимают искренне за современных авторов, рекомендуя к знакомству на уроках литературы.

А читали ли книги этих авторов современные учителя? Я — немногое. Может быть, диалог о литературе стоит начинать в коридоре на переменке, когда ученики с упоением обсуждают прочитанное не из школьной программы? Может, способность учителя поддержать их разговор станет отправной точкой для повышения интереса к классической литературе?

Не могут дать ответа на вопрос 11% учеников.

Считают не нужным включение в школьное изучение современной литературы, так как «школьная литература отбивает всякое желание читать» 7%.

Утверждают, что им «достаточно классики», «люблю и читаю классическую литературу», «не думаю, что современная литература вообще есть» (1,5%).

-7

Обобщая эту картину, надо сделать следующие выводы: изменилась функция литературы в сознании современных старшеклассников. От поисков в книгах взгляда на мир, людей, от формирования посредством чтения способов своего контакта с миром, своего внутреннего мира, духовного и душевного, нынешние старшеклассники отошли, точнее, ещё к этому не пришли — а ведь это последние годы обучения в школе. Сегодня старшеклассники в большей своей части относятся к чтению с практической точки зрения (поиск аргументов для ОГЭ, ЕГЭ, итогового сочинения) или читают для получения бури ощущений.

Классический вопрос «Что делать?» пока остаётся открытым… Но думаю, что учителя-словесники не смогут допустить вымирание предмета литературы и придумают, как сделать преподавание интересным даже для не читающих классику…Самое сложное — провести урок при условии отсутствия предварительного чтения дома объёмного произведения…