– НЕ СМЕЙ! — крикнула я пятилетней внучке, которая, идя по садовой дорожке, увидела большого чёрного жука и занесла над ним ногу, чтобы раздавить. Она поставила ногу на место и устремила на меня удивлённый взгляд.
– Ты зачем хотела его раздавить?
– А чего он здесь ползает... Он противный.
– С чего это ты взяла, что он противный?
– Он мне не нравится — он жук.
– А, по-моему, он весьма красив. Жаль, что убежал, а то мы бы его разглядели. Никого нельзя убивать, если он не угрожает твоему здоровью или жизни. Жук — это такая же природа, как и мы с тобой. Что ты смотришь с таким недоверием? У тебя, у меня есть голова — голова есть и у любого насекомого. Так?
– Так.
– У нас есть глаза и у них есть глаза, у нас есть уши, нос — у них тоже есть отверстия, через которые они слышат и воспринимают запахи. У нас есть руки, ноги — у них есть лапки, да какие ловкие. За что ты на него ополчилась?
– Я его боюсь.
– Такого маленького? Ты для него громадина, которую ОН должен бояться — он и боится, он и убежал. Здесь, в природе в с е у с е б я д о м а: насекомые, зверюшки всякие (мыши, крысы, ёжики), птицы. Тебе могут не нравиться черви, но если бы они там, в земле, не прорывали тоннели, то корням нечем было бы дышать — воздух не заходил бы, и цветы, кусты, деревья не смогли бы расти, развиваться, давать плоды. Ты понимаешь меня?
– Да, понимаю, — ответила умненькая девочка, внимательно меня слушавшая.
– В доме я поставлю мыше- или крысоловку: "Извини, дорогуша, я тебя не приглашала в свой дом". А в природе они все хозяева. Кто кого ест — не нам разбираться — все правы. А какое разнообразие, а какая красота — присмотрись.
Она девчушка довольно упрямая, но я увидела, что она, действительно, стала всматриваться, а я — готовиться к продолжению разговора. На следующий день я вдруг воскликнула:
– Смотри — стрекоза, да какая крупная, красивая!
Она села рядом с нами — мы замерли, и я шёпотом стала обращать внимание на то, какие крылышки, какая форма тела, к а к и е г л а з а!
– Ты ничего похожего на эти глаза не видела?
– Нет.
Но я-то ведь после вчерашнего подготовилась, и после обеда мы сели в кресло и стали разглядывать картинки в большой, интересной книге. И вдруг! Большая, хорошая картинка — в е р т о л ё т ! Сначала мы восхитились машиной, как таковой, и внучка воскликнула:
– Стрекоза! Бабушка, да ведь он похож на стрекозу — посмотри: и корпус, и хвост, а глаза-то, глаза — кабина пилота!
Я торжествовала: онА сделала это открытие.
– Вот видишь: кто-то пугается насекомого и даже пытается его убить, а кто-то видит у природы подсказки и изобретает чудо-машину.
Я открываю страницу, на которой самолёт.
– А это у кого подсмотрено?
– . . . ? Рыба!
– Да, видишь, какая обтекаемая форма — она позволяет рассекать воздух и уменьшить сопротивление. Я не стала забивать пятилетнюю головушку подробностями — мне важно, что она поняла, что природа человеку много подсказала.
И мы ещё довольно долго разговаривали на эту тему. Я иногда произносила вскользь непонятные, неизвестные слова, чтобы они просто осели где-то в тайниках памяти: пчелиные соты, числа Фибоначчи и прочее. Когда-нибудь она их услышит, и может сработать ассоциация. Внучка стала внимательнее всматриваться в окружающий мир, чему я искренне радовалась.
Автор: #олимпия_засухина 77 лет.
Читайте наш канал в телеграм — по этой ссылке