В возрасте от 0 до 3 лет у детей могут появиться заболевания, которые не приведут к установлению инвалидности, но могут стать причинами отставания в развитии.
Доказано, что чем раньше (в более раннем возрасте) с ребенком начитают производить реабилитационные вмешательства, тем легче будут последствия заболеваний. При этом важно, чтобы реабилитация была не только ранняя, но также регулярная и в комплексе со всеми необходимыми мероприятиями.
В некоторых регионах работают бесплатные службы ранней помощи. В них специалистами проводится диагностика уровня развития ребенка, составляется программа раннего вмешательства, по этой программе проводятся занятия с ребенком.
Важным в ранней помощи является участие семьи в процессе. Близкие ребенку люди присутствуют на занятиях, их обучают самостоятельно проводить мероприятия в домашних условиях, семьям оказывают необходимое содействие, помощь и поддержку.
Как работают службы ранней помощи?
· Если семья подозревает у ребенка отклонения в развитии, они могут обратиться в службу ранней помощи.
· Там ребенок диагностируется. После обработки результатов, становится понятно, в каких сферах у ребенка имеются отставания, или у него все соответствует нормам.
· Если отставания есть, специалистами, совместно с родителями, определяются наиболее важные для вмешательства отклонения.
· Определяются специалисты, которые будут работать с семьей для достижения целей (например, если у ребенка выявлено несколько отклонений, а семья определила наиболее важным научить ребенка реагировать словами на обращения, то с семьей будут работать логопед\дефектолог и педагог-психолог).
· Назначается ведущий специалист, который будет курировать процесс раннего вмешательства.
· Составляется план мероприятий по достижению поставленных целей, составляется расписание занятий.
· В течение заявленного периода проводятся занятия, в соответствии с планом. Важно, что все участники раннего вмешательства работают в комплексе. Простой пример: нужно научить ребенка мыть руки. Для формирования этого навыка, физический терапевт будет учить ребенка стоять, если он не умеет, педагог будет учить понимать указания, а специалист по социальной работе – выполнять простые инструкции (включить воду, взять мыло, поднести руки к крану и т.д.).
· Периодически проводится диагностический «срез» по тем же параметрам, что и в начале раннего вмешательства. Это необходимо для того, чтобы увидеть, есть ли динамика. Если прогресс отсутствует, или он не соответствует ожиданиям, в план ранней помощи вносятся изменения.
· Когда важная цель достигнута, ставятся новые реальные цели.
Знали ли вы о службах ранней помощи? Есть ли они в вашем регионе?