В центре Магаса, новой и не сказать чтобы приятной глазу столицы Ингушетии, высится ингушская Бурдж-Халифа и Байтерек в одном лице - Башня Согласия (2012-14):
Ради неё одной, пожалуй, и стоит заехать в Магас - идея этого странного небоскрёба гениальна! Снаружи, вплоть до мельчайших деталей вроде плитняковых карнизов кровли, это типичная вов - вайнахская боевая башня. Вот только старинные башни редко были выше 20 метров, а здесь 21 метр лишь ширина по подножью. Башня подавляюще огромна, особенно на краю полей: от земли до камня-"быка" ровно 100 метров, и на 85-метровой высоте смотровая площадка проходит сквозь машикуль:
По горскому обычаю, возвели башню за год, и ещё год доделывали внутри. За турникетами висит сертификат от Книги Гиннеса, что эта башня - высочайший в мире этнографический музей:
Если чеченцы соорудили у себя как минимум 3 этнодеревни (Хой, Герменчук, Донди-Юрт), то ингуши сымитировали ночной аул прямо в основании башни, тут всё же от канона отойдя - хозяева заходили в башню через второй этаж, а на первом держали пленников. Музей встречает "башней в башне" с тамгой в виде то ли креста на Голгофе, то ли человека с распростёртыми руками.
Слева от вов - "плоскостной" дом с террасой, справа - жилая башня "гала":
А в ней - камин со священной надочажной цепью "зы", значившей тоже, что в юрте потолочное окно, а в избе красный угол.
Те же вещи лежат и в Донди-Юрте, и в Национальном музее Чечни:
На стенах - войлочные ковры истинги (у чеченцев - истанги), на полу - медные кувшины для воды. Сам интерьер - из начала ХХ века, когда в суровый горский быт по пробитым ещё при Ермолове просекам начали проникать столы да кровати:
Музыкальные инструменты - 3-струнный дичиг-пондар и смычковый чондарг:
За башней - кузница:
Туда глядит старый чабан в окружении кадок, жерновов и борон в виде досок с вбитыми снизу камнями, на которых при рыхлении поля обожали кататься горские дети. Слева же заметно первое отличие от Чечни - ингушская тамга в виде солнцеворота, в республики глядящая хоть с дверей и ворот, хоть с флага.
Музей - лишь первый ярус, но подъём на башню впечатляет сам по себе: наверх ведут не лестницы, а пологие пандусы с картинами ингушских художников на стенах:
Ближе к середине - ещё и зал "Природа". Путь наверх не изнуряет, но кажется бесконечным, и легко подумать, что тут этажей 40-50. На обратном пути мы насчитали 100 углов, то есть 25 ярусов. А учитывая, что ширина башни начинается от 21 метра - весь путь длиной километра 1,5-2.
Пандусы Башни Согласия выводят к запертой этно-кафешке, за которой поднимаются уже не коридорами, а лоджиями. Впереди ещё 13 ярусов, но сужается башня весьма ощутимо - "горизонтального" пути осталось меньше половины:
Наверху встречает зал под люстрой-коловратом:
Ажурные ворота выводят на смотровую площадку, по стеклянному полу которой с непривычки очень страшно ступать. По идее это стекло держит до 4 тонн, но между граней башни я ходил по залу: