Найти в Дзене
Русская зима

Волгоградский трамвай (метротрам)

Оглавление

Пока все города миллионники строят метро, Волгоград убрал трамвай под землю. Сработало или нет - узнаем в статье.

Сразу надо сделать оговорку, что в Волгограде есть три не связанных системы трамвая. Каждая система имеет своё депо и не связана с остальными. Самая отдалённая от центра в Красноармейском районе появилась в 1958 году, в данный момент на линию обслуживает только маршрут №11.

Вторая система - в центральной части города. До войны трамвай в Цырицыне появился в 1913 году, но был разрушен первыми бомбардировками. После войны прокладывали новые пути по новым маршрутам. Система в текущем виде в центре города появилась в 1944 году. Восстановление трамвая началось практически сразу после окончания Сталинградской битвы. В разное время маршруты открывались и закрывались, сейчас действует 9 маршрутов.

Станция "Мамаев Курган"
Станция "Мамаев Курган"

О третьей системе - скоростной - и пойдёт речь в статье.

История

О строительстве скоростного трамвая в Волгограде задумались еще в 1960-е. Сам по себе Волгоград очень вытянутый город - ширина не больше восьми километров, а длина вдоль Волги - до 70. Такая вытянутость сразу ведет к перегрузке продольных магистралей. Метро 700-тысячному городу было не положено, поэтому было принято решение о строительстве скоростного трамвая. Он должен был соединить отдаленные районы с центром и разгрузить общественный транспорт от транзитного трафика.

Строительство началось в 1976 году с северной части города. Вся линия проходит близко (или прямо по) проспекту имени Ленина - части первой продольной магистрали. В первом пусковом участке были открыты 15 наземных и три подземных станции. Открытие произошло 5 ноября 1984 - раньше, чем всех нестоличных метрополитенов.

1 декабря 2011 года были открыты еще три подземных станции. Планы на строительство скоростного трамвая дальше, в южную часть города есть, но будут ли они реализованы - не понятно.

Станция "Пионерская"
Станция "Пионерская"

ТТХ

Длина линии - 17,3 километра из которых примерно 10 - наземные. 22 станции, из которых пять подземные и одна - эстакадная. Эстакадная это - Пионерская - интересна тем, что частично расположена в туннеле, а частично на эстакаде над рекой Царицей.

Трамвай на Астраханском мосту на подъезде к "Пионерской"
Трамвай на Астраханском мосту на подъезде к "Пионерской"

Подземные станции мелкого заложения. Самая глубокая - "Профсоюзная" - 14 метров. Подземные станции могут быть легко переделаны под четырехвагонные составы метрополитена, для этого требуется увеличить высоту платформы с текущих 30 сантиметров и установить контактный рельс.

Интересно, что первый пусковой участок рассчитан под "классические" трамваи с дверьми справа, а второй под двери слева, поэтому до 2011 года основным составом были Татры Т3, а после подвижной состав был обновлен и теперь все вагоны имеют двери с двух сторон.

Выезд из Тоннеля к станции "ТРК Европа"
Выезд из Тоннеля к станции "ТРК Европа"

Большая часть составов - 71-623 и 71-154. Стоимость проезда - 25₽.

Строительство скоростного трамвая вместо метро позволило Волгограду раньше других городов получить быстрый и рабочий вид транспорта, и при меньшем городском бюджете поддерживать его развитие на уровне Екатеринбурга или Новосибирска.