Есть такая особенность в нашей стране — не доверяет наш многострадальный народ представителям государственной власти. Впрочем, на это есть свои причины, поскольку в своё время многие ведомства были дискредитированы своими же служащими. Отдельные профессии плотно ассоциируются с коррупцией и нетрудовыми доходами. Таможенники здесь, увы, не исключение. И всё же, почему у общественности такое настороженное отношение к таможенникам?
Про таможенников и гаишников ходит бородатый анекдот, намекающий на то, что таможенники — изверги, а гаишники по сравнению с ними добрейшей души человеки. И хотя это чисто обывательское представление, но в какой-то степени таможенники действительно хуже, чем представители других ведомств.
Но понятие "хуже" здесь очень широкое и может применяться к диаметрально противоположным ситуациям. Попробуем разобрать несколько наглядных примеров для того, чтобы примерно понять, почему таможенников не любят и почему они ассоциируются с чем-то нечеловеческим.
Для начала обратим внимание на то, что зона ответственности таможни — перемещение товаров и всё, что с этим связано. Среднестатистический гражданин сталкивается с таможенниками при пересечении границы в пунктах пропуска. Профессиональные участники ВЭД знают таможню совершенно с другого угла.
Таможенник, оформляющий товары, и таможенник, стоящий на линии контроля в аэропорту, — это совершенно разные направления деятельности. Но в глазах обывателя с узким кругозором таможенник будет ассоциироваться исключительно с теми, кто проверяет чемоданы и штрафует за перевес горючки. Именно такой собирательный образ мы и попробуем взять за основу первых примеров.
Допустим, гражданин возвращается с курорта с большим количеством горячительных напитков в чемодане. Но на ввоз этих товаров существуют ограничения. За превышение количественных и стоимостных характеристик может наступать административная или даже уголовная ответственность.
Товар подлежит изъятию, а гражданина потом штрафуют по нескольким дежурным статьям КоАПа. И всё. В его голове рисуется образ злых таможенников, которые не могут понять, простить и отпустить. Он искренне недоумевает, почему до него докопались и собираются оштрафовать и лишить товара.
Кстати, если бы процесс оформления протоколов был выстроен по аналогии с гаишными, то таможенники писали бы их с такой регулярностью, что гневу граждан не было бы предела. Но таможня, как правило, пишет столько протоколов, сколько необходимо для палочной системы. Слишком это муторное занятие, а за неверно расставленные запятые можно элементарно лишиться премии.
Иногда людей пропускают, прощая мелкие грехи. А кто-то пытается "договориться". Иногда даже успешно. Но вне зависимости от того, забрали таможенники товар или же получилось "договориться", сотрудник в зелёной форме всегда будет восприниматься в негативном свете. Хотя человек сам не позаботился о том, чтобы заранее узнать правила перемещения товаров.
Договориться с таможенниками на порядок сложнее, чем с сотрудниками полиции. Слишком большой контроль за зелёными человечками, да и ситуации во многом не располагают "решать" в большинстве случаев. По крайней мере, это касается низших звеньев. За маленькие суммы рисковать желающих не так много (ну сколько там можно отщипнуть за лишний пузырь?), а большие суммы вертятся в более высоких кабинетах.
Нужно признать, что в большинстве своём граждане сами виноваты в неприятных ситуациях, когда таможенники начинают выносить мозги. Но начинать с себя почему-то в нашей стране как-то не принято, поэтому обычно начинается поиск виноватых вокруг. Всё по тому же принципу, что и с гаишниками. Превысил человек скорость — виноват. Оштрафовали, но гад — гаишник. Захотел человек платить меньше, решил уплатить его "на месте" со скидкой. Но гаишник всё равно гад. Загадка, не правда ли?
Но к таможенникам настороженно относятся не только поэтому. Ведомственные приказы, правила и процедуры прохождения таможенного контроля способны измотать даже самых стойких. От этой бюрократической вакханалии, в первую очередь, плюются сами таможенники. Они сами не рады воплощать абсурдные вещи в жизнь. Но таковы правила и инструкции, которые необходимо исполнять.
Есть ещё один интересный момент. Таможенное законодательство очень сложное и жестокое одновременно. Если суды с полицией и Роспотребнадзором в судах выиграть особо не составляет труда, то появление таможенников не сулит ничего хорошего. И это многие прекрасно понимают.
Если речь идёт, например, о транспортном средстве, то либо придётся солидно раскошелиться на пошлины/штрафы, либо лишиться любимого авто или другого товара. И уж если зелёные человечки пришли, прихватив с собой СОБР, то они точно никуда не уйдут. Даже если предлагать очень много денег.
А ещё участники внешнеэкономической деятельности, челноки и прочие соприкасающиеся крайне не любят тех таможенников, с которыми они не могут "договориться". Одновременно с этим они пишут заявления на тех, кто более сговорчив. Двойные стандарты вошли в чат и не уходят. Особо хитрым учвэдам не нравится платить взятки, они сдают и закрывают таможенника. А потом испытывают тонны ненависти, когда их начинают проверять по закону, а таможенники отказываются от денег.
Выходит, что таможенников будут ненавидеть в любом случае. Будут они честными или алчными, значения не имеет. Если ты работаешь по закону, находишь нарушения, оформляешь как положено, то ты плохой таможенник. А если ты находишь нарушения и закрываешь на них глаза за взятку, то ты всё равно плохой таможенник.
И несмотря на то, что люди сами виноваты в возникающих с таможней проблемах, это ничего не меняет. Сотрудников правоохранительных органов в целом не любят, потому как многие чувствуют грехи за своей душой. Sad but true.
Сегодня коррупция в рядах таможни в десятки раз меньше, чем она была 15-25 лет назад. Именно тогда таможенники заработали себе образ, который сильно расходится с современными реалиями. Но уже никого не переубедишь. Да и зачем? Жаль только, что мы не живём так, как о нас думают...
© Злой таможенник
Статьи по теме:
Почему сотрудников полиции нельзя сравнивать с полицаями ВОВ?