Найти тему
Ка-50

7 современных немецких компаний, которые сколотили свой капитал на Великой Отечественной войне

Оглавление

Немецкая промышленность по праву считается одной из сильнейших и богатейших в мире. Ее товарами пользуемся и мы - и при этом не подозреваем, насколько мрачная, буквально построенная на крови история. Сегодня я расскажу вам о компаниях, которые нажились на войне в те годы, когда нацисты были у власти.

Daimler AG

-2
-3

Эта фирма известна сегодня известна в первую очередь благодаря автомобилям Mersedes-Benz, а также Maibach. Однако, одними легковыми автомобилями ее деятельность не ограничивается, и сегодня Daimler AG производит широкий спектр продукции - от грузовых автомобилей до противопехотных мин (!). Как и любая уважающая себя международная компания, у нее также есть филиалы за рубежом, в том числе и в России. Однако, откуда же у нее растут ноги?

Еще до Второй Мировой и Великой Отечественной два конкурирующих автомобильных концерна - "Benz & Cie" и "Daimler-Motoren-Gesellschaft" объединились для того, чтобы вместе завоевать как можно большую долю автомобильного рынка внутри Германии и за рубежом. Руководителем объединенного концерна стал Фердинанд Порше, который позже ушел и открыл другой автомобильный концерн - Porsche.

Daimler-Benz же не терял времени даром: известно, что руководство концерна спонсировало НСДАП вместе с другими промышленными магнатами, а после прихода Гитлера к власти получила весьма "вкусные" государственные контракты на грузовики и легковые автомобили для Рейха. Именно грузовики Daimler-Benz помогали вермахту на Восточном фронте; именно Mercedes-Benz 770, произведенный этим концерном, был главным автомобилем фюрера. Помимо этого, концерн отметился созданием деталей для немецкого огнестрельного оружия, а также двигателей для танков и самолетов. Разумеется, все это по полной использовалось вермахтом и СС не только против французов, англичан и американцев, но в первую очередь после русских. И, разумеется, принудительный труд русских военнопленных также использовался этой компанией.

Автомобиль Mersedes-Benz, используемый Гитлером
Автомобиль Mersedes-Benz, используемый Гитлером

Бомбардировки союзников в 1944-1945 годах немного пошатнули положение концерна: многие важные заводы были разрушены, из-за чего производство было приостановлено. Однако, уже после войны союзники никак не могли допустить упразднения этой компании, потому что ее демонтаж негативно сказался бы на экономике свежеобразованной ФРГ. По этой причине компания, несмотря на декларируемую политику денацификации, продолжила свое существование и существует по сей день.

Porsche AG

-5
-6

Еще один автомобильный концерн, созданный Фердинандом Порше в 1931 году. Сам Порше был личностью весьма примечательной хотя бы по той причине, что не зря заслужил титул "любимого инженера Гитлера". Заслуги Порше перед Рейхом были действительно велики: его перу принадлежит проект тяжелого танка "Тигр", сверхтяжелого танка "Маус", самоходной артиллерийской установки "Фердинанд", которые активнее всего использовались именно на войне с СССР. Помимо этого, концерн Порше зводил двигатели, автомобили и другую сопутствующую продукцию для вермахта, а также приложил руку ко многим танковым проектам Рейха. Разумеется, все это Порше делал не бесплатно - он был одним из главных подрядчиков Рейха, отчего получал сумасшедшие прибыли. Еще больше их смогло увеличить использование даровой рабочей силы в лице русских военнопленных и гражданских, угнанных на работы в Германию.

Фердинанд Порше
Фердинанд Порше

После войны Фердинанда Порше вместе с его сыном попытались осудить французские власти, но из этого ничего не вышло - вероятно, союзникам было невыгодно давать немецким промышленникам слишком суровое наказание. Также делу подсобило то, что в конце войны архив документов Порше, который помог бы сформировать обвинения против них, был уничтожен в ходе бомбардировок. Так или иначе, Порше ушел из жизни в 1951 году, а его сын продолжил династию и семейное дело, которые существуют до сих пор - во многом, благодаря капиталам, которые Порше накопили на войне с СССР, ведь этти деньги никто и не думал у них отбирать.

Volkswagen AG

-8
-9

Еще один автомобильный концерн, который обязан Третьему Рейху не только своим расцветом и обогащением, но и вообще рождением - инициатива создания прародителя концерна, "Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagens mbH" ("Общество для подготовки немецкого народного автомобиля") исходила лично от Адольфа Гитлера. Помимо всенародно известного Volkswagen Käfer ("Жук"), этот концерн отметился созданием военного внедорожников VW Typ 62 и VW Typ 82, которые немало помогли немцам на Восточном фронте благодаря своим исключительным для тех лети ходовым качествам на ездорожье.

VW Typ 82
VW Typ 82

После войны заводы Volkswagen попали в ведение англичан, клоторые и не думали их денацифицировать - уже через пару лет после окончания войны заводы стали работать как ни в чем не бывало, а акционеры общества, осужденные на послевоенных процессах, в начале 1950-х годов были амнистированы. Как вы можете увидеть на улицах многих российских городов, концерн существует до сих пор и производит автомобили для мирового рынка.

Hugo Boss

-11
-12

Любимый многими немецкий бренд одежды тоже имеет большое пятно на репутации. После прихода нацистов к власти именно фирма Хуго Босса (портрет ниже) стала основным поставщиком униформы для нацистских вооруженных формирований - как для вермахта, так и для СС. Надо ли говорить о том, какие барыши получил Босс за все годы нацистской агрессии в Европе, тем более, что он тоже вовсе не отказывался от рабского труда?

-13

Что характерно, Боссу хоть и не удалось избежать осуждения за пособничество нацистам, наказан он так и не был - ему удалось откупиться от правосудия суммой в 100 000 марок, после чего он спокойно прожил до 1948 года.

В наши дни, помимо униформы для рабочих, компания производит брендовую одежду на все случаи жизни, а также вошла на рынок парфюмерии.

Robert Bosch GmbH

-14
-15

В годы существования Третьего Рейха Bosch занималась отнюдь не холодильниками и стиральными машинами. У Роберта Боша - главного владельца и основателя предприятия - была одна из самых передовых лабораторий по созданию электроники и точных приборов, которые нацисты с удовольствием использовали в своей военной технике - в первую очередь, в самолетах. Кроме того, вместе со многими другими компаниями, Bosch напрямую финансировала НСДАП и с удовольствием пользовалась программой по предоставлению бесплатной рабочей силы, пригнанной в основном с Востока.

Роберт Бош
Роберт Бош

Deutsche Bank AG

-17
-18

И здесь у банка не все в порядке с репутацией - ведь именно этот банк в годы власти Гитлера был центральнообразующим финансовым учреждением страны, которое без зазрения совести кредитовало военные компании нацистов и их преступления. Более того, Deutsche Bank отметился еще тем, что не стеснялся "поглощать" (читай - грабить) банки оккупированных нацистами Франции, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Польши. И здесь удача была на стороне немецких финансистов - после войны им удалось продолжить свою деятельность в ФРГ, которой они вполне успешно занимаются до сих пор.

Bayer AG

-19
-20

Современный девиз компании Bayer "Science For a Better Life" ("Наука для лучшей жизни" в пер. с англ.) звучит вдвойне ироничнее, если вспомнить, что когда-то эта компания была частью одиозной "I.G. Farbenindustrie AG". Это крупнейшее на тот момент объединение предприятий химической промышленности было одним из главных спонсоров нацистов, а также одним из главных выгодополучателей режима. Власть и влияние "I.G. Farbenindustrie AG" в Третьем Рейхе были настолько высоки, что именно их владельцы и руководители (напр., Карл Краух и Карл Бош) стали ключевыми фигурами в Имперском управлении по четырехлетнему плану - органу, специально созданному для трансформации экономики Германии в одну большую военную машину. Более того, в этом четырехлетнем плане главные инвестиции были направлены именно "I.G. Farbenindustrie AG"!

Логотип I.G. Farbenindustrie AG
Логотип I.G. Farbenindustrie AG
Карл Краух
Карл Краух
Карл Бош
Карл Бош

И направлены они были не зря: в ведении этого конгломерата было производство крайне разнообразной продукции: от смазочных масел для оружия и техники до метилового спирта и синтетического бензина. Одно из главных их преступлений - это опыты над отравляющими веществами и их массовое производство. Именно эта компания ответственна за создание печально известного пестицида Zyklon B, который массово использовался в концентрационных лагерях для избавления от "расово неполноценных элементов", в том числе советских граждан. Более того, свои капиталы IG Farben сколотила с помощью собственных, частных концлагерей, в которых использовала труд заключенных на производстве и испытаниях химикалий.

Преступления концерна были столь велики, что после войны ему не удалось избежать расформирования. Однако, компании, которые его составляли, избежали этой участи и затем продолжили существование отдельно друг от друга. Одной из них как раз была Bayern, непосредственно замешанная в самых страшных экспериментах концерна.

Что характерно, члены руководства концерна, которым повезло дожить до войны, хоть и были привлечены к ответственности на Малых Нюрнбергских процессах, но были амнистированы в ФРГ в 1950-х годах с возвращением конфискованного имущества. Вот тебе и борьба с фашизмом, да, союзнички?

А какие компании, сотрудничавшие с нацистами, знаете вы? Что вы думаете об истории и продукции этих компаний? Высказывайтесь об этом в комментариях, подписывайтесь и ставьте лайки, если материал вам понравился! Спасибо за внимание!