Друзья, я уже не один день обещаю рассказать историю возникновения в тамбовских лесах Знаменского Сухотинского женского монастыря. Эту историю после трапезы рассказала нам старшая из монахинь, сестра Георгия. Если честно, то мы слушали открыв рот. Возможно все это можно найти и в сети интернет, но поверьте, так как рассказала сестра, никакой интернет не сравнится. А дело было вот как:
Итак, земли эти были дарованы за заслуги перед отечеством ветерану войны 1812 года Петру Гавриловичу Сухотину. В поместье входило несколько деревень и определенное число крестьян. Одним словом, поместье было не плохое по тем временам.
Но вот беда, наследника у супружеской четы Сухотиных не было. Годы шли, Петр Гаврилович стал совсем слаб здоровьем. Усердные молитвы его и супруги его так и не возымели действия, детей Бог супругам не дал. Но однажды во сне Петру Гавриловичу было явление. И сказано было Петру Гавриловичу обустроить в этом месте монастырь. Но данному знаку свыше не было уделено должного внимания.
Через какое то время супруге Петра Гавриловича тоже приснился схожий сон, только она восприняла это как знак того, что нет наследников у них, некому будет за супругов и помолиться после их кончины. Рассказав мужу свои мысли, она пришла к мнению, что сны то им приснились одинаковые. И задумались супруги.
Кстати, молились они перед иконой, подаренной когда то им же и считавшейся чудотворной. К сожалению, данная реликвия была утеряна без следа. Так вот перед этой иконой и дали супруги обет обустроить монастырь на этих землях.
Но легко сказать, да не так быстро реализовать. Да и монастырь, это не просто храм, требующий не только огромных финансовых вложений, но и множества разрешений. Бумажная волокита и бюрократические проволочки того времени были очень затяжным процессом. И супруги договорились, что если первой умрет Варвара Александровна, то монастырь будет мужским (так как организовывать его станет Петр Гаврилович), а ежели наоборот, то женским.
И вот, первым из супругов умирает Петр Гаврилович, уж очень подорванным оказалось на войне его здоровье.
И Варвара Александровна начала активно добиваться разрешения на организацию монастыря. Ушло у неё на это времени довольно много (несколько лет). Подумать только, первая постройка монастыря была освящена в 1818 году, а только в 1825 Варвара Александровна таки смогла добиться от духовных властей всех необходимых разрешений. И наконец, строительство началось полным ходом. В 1933 году была открыта женская богадельня, для женщин попавших в трудную жизненную ситуации. Именно эти женщины, пришедшие сюда когда то по своим каким то обстоятельствам и стали потом первыми монахинями. Статус женской обители богадельня приобрела лишь в 1850 году. Представьте себе, 25 лет ушло на получение необходимого статуса. Возможно ли такое представить в современном мире?
Все это нам было рассказано матушкой Георгией. Она старалась подбирать слова так, чтобы было понятно всем. А слушали её в основном дети, так как группа наша детская и понятно должно было быть всем. Отсюда и рассказ получился именно такой.
Но продолжим. Вот официальная информация с сайта монастыря о том, как развивался он далее:
В 1864 году в монастыре строиться двухпрестольная церковь во имя Иверской Иконы Божией Матери. В 1870 году открывается приют для девочек, в 1886 году – церковно-приходская школа. В 1908 году строиться новый кирпичный жилой сестринский корпус, с домовой церковью, освящённой во имя Казанской иконы Божией матери.
В советское время, в обители располагался Сухотинский психоневрологический интернат. И церковь Казанской иконы божьей матери была отдана под административный корпус. Купола сняты ранее и утрачены без следа.
В корпусах для сестер, располагались жилые помещения для душевно больных людей. Сложно описать словами, в каком состоянии оставлены помещения после освобождения их и передаче православной церкви:
Был на территории монастыря и еще один храм. Этот храм, как бы это не звучало необычно, доводился приходским и служили службы в нем для прихожан из соседней деревеньки. Находился храм в непосредственной близости с основным монастырским. Это было необычно (продолжает рассказывать нам историю монастыря теперь уже отец Дмитрий, главный по строительству человек тут).
А вход в приходской храм, довольно большой храм, располагался прямо через арку в монастырской стене. Но этого всего на территории современного монастыря не найти. Дело в том, что стены этого храма были разобраны на кирпич (потребовались материалы для строительства то ли свинофермы, то ли еще чего молодой советской власти). А то что осталось от храма засыпали мусором и шлаком. Дело в том, что по близости от него находилась котельная, отапливающая корпуса психоневрологического интерната. И так замусорена была территория, на которой стоял старинный храм, что найти его сразу не предоставилось возможным. Храм откопали лишь в 2018 году. Это было настоящим чудом.
Конечно же, планов по восстановлению монастыря много. Хочется отремонтировать и старые корпуса и построить гостиницу для паломников, и восстановить старый разрушенный храм. Но на все это нужны деньги и большие. Не все сразу, как говорится. Но цель есть и это главное.
На данный момент в монастыре всего 5 монахинь, две из которых хоть как то трудоспособны. Есть приходящие работники, это 3 трудницы и сторожа, охраняющие матушек и территорию монастыря. Прихожан из местных практически нет, если только в выходные и праздники. Но есть надежда, ведь монастырь жив пока звучит в нем молитва, пока проходят службы. И мы надеемся, что так будет и впредь.
Если кто то, прочитав мою статью захочет как то помочь монастырю, финансово или собственным трудом, то на официальном сайте обители есть все контакты (ссылка на сайт монастыря). Это не реклама, друзья, это просто информация.
Вот таким получился сегодня мой путевой дневник. Пишите комментарии, подписывайтесь на канал, а мне добавить к вышесказанному нечего...
Другие статьи о нашем пребывании в монастыре:
Особенности монастырской жизни
Как мы искали дорогу к монастырю
Зачем мы приехали в Знаменский Сухотинский женский монастырь
Сколько стоит обряд крещения в монастыре (личный опыт)