Найти тему

ЗиУ-5 – главный троллейбус СССР 60х

Всем привет!

Многие помнят те времена, когда троллейбус везде считался передовым видом транспорта. И как по мне, в Советском Союзе электрический колесный транспорт одно время развивался намного быстрее, чем автобус. Яркий тому пример – троллейбус ЗиУ-5, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Наш герой появился в 1959 г. и по сути являлся крупной переделкой первой самостоятельной машины завода им. Урицкого – ТБУ-1, о котором можно прочитать здесь. Заводчанам пришлось существенно доработать конструкцию прогрессивной машины, и надо сказать, что у них это хорошо получилось: ЗиУ-5 успешно прошел испытания, отправился в серийное производство и долгое время занимал главенствующую позицию во многих «троллейбусных» городах СССР. До 1972 г. было выпущено свыше 16 000 машин.

ЗиУ-5 сзади. Источник фото: transphoto.org
ЗиУ-5 сзади. Источник фото: transphoto.org

Внешне по конструкции ЗиУ-5 мало чем отличается от экспериментального ТБУ-1, а вот внутри новый троллейбус выделялся увеличенной прочностью кузова и иным расположением электромотора 95 кВт.

Салон троллейбуса тоже изменился: в нем 38 мягких сидячих мест, но главная его фишка – задняя накопительная площадка, за счет которой вместимость увеличилась до 120 человек:

Салон ЗиУ-5. Источник фото: anaga.ru
Салон ЗиУ-5. Источник фото: anaga.ru

Нашего героя полюбили и водители: впервые на серийный советский троллейбус была установлена автоматизированная система управления. Правда, руль все еще был без усилителя, так что надобность в хорошей физической подготовке никуда не делась:

Кабина ЗиУ-5. Источник фото: transphoto.org
Кабина ЗиУ-5. Источник фото: transphoto.org

В процессе производства незначительно изменялись внешний вид и детали конструкции троллейбуса. В результате этого появилась модификация ЗиУ-5Д.

ЗиУ-5Д на маршруте в Москве. Источник фото: transphoto.org
ЗиУ-5Д на маршруте в Москве. Источник фото: transphoto.org

Существовал и вариант ЗиУ-5Е с тремя дверями:

Источник фото: mini-koleso.ru
Источник фото: mini-koleso.ru

А еще на базе ЗиУ-5 изготовили автобус под названием ЗиУ-6, но эта машина – отдельная тема на нашем канале, и к ней я однажды вернусь.

Оригинальные же ЗиУ-5 поставлялись в основном в города РСФСР, но интересно, что партия из около 100 троллейбусов отправилась в Будапешт. Сегодня один из них сохранился в местном музее городского транспорта:

ЗиУ-5 в Будапеште. Источник фото: drive2.ru
ЗиУ-5 в Будапеште. Источник фото: drive2.ru

В нашей же стране троллейбусы полюбились и пассажирам, и транспортникам. Конечно же, такие машины не могли не попасть в кинофильмы:

Кадр из к/ф «Первый троллейбус», реж. И. Анненский, 1963 г.
Кадр из к/ф «Первый троллейбус», реж. И. Анненский, 1963 г.

Однако есть еще одна интересная страница из жизни ЗиУ-5, о которой почему-то все забывают. Он показывается в нашем любимом советском мультфильме:

Кадр из м/с «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1972 г.
Кадр из м/с «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1972 г.

Пересматривая этот мультфильм, я долго думал, что за модель у троллейбуса в пятом выпуске – ЗиУ-5 или СВАРЗ-МТБЭС, и в итоге я склонился к тому, что это ЗиУ-5.

Но это все кино, а в реальной жизни наш герой уже в 70х гг. стал постепенно выводиться из эксплуатации. Однако есть сводки о том, что в Питере последний ЗиУ-5 покинул городские улицы аж в 1993 г.! Лично я в это верю с трудом.

Сегодня в живых остались считанные единицы, и почти все они содержатся в музеях. Среди музейных ЗиУ-5 наиболее известны два московских экземпляра, один из которых, опять же как по мне, не очень смотрится с новыми колесами:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

А другой более естественный:

Источник фото: chipmaker.ru
Источник фото: chipmaker.ru

Третий же хорошо известный отреставрированный ЗиУ-5 – питерский, тоже в естественном облике:

Источник фото: trams.ru
Источник фото: trams.ru

ЗиУ-5 - большой шаг завода им. Урицкого, ставший тенденцией развития на годы вперед. Он стал в 60х гг. прошлого века главным трудягой во многих городах СССР, славно проработал не один десяток лет, а сегодня музейные экземпляры продолжают радовать глаз любителей ретро-транспорта.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!