Путевые записки, размышления о нормах отношений и выходе из безвыходных положений.
Поверьте, прежде я о себе так не думала, но как-то вдруг оказалось, что я большая путешественница. И вот я приспособилась к поездкам, наработала ритуалы. Все устоялось.
Но с рождением дочери пришлось начинать работу заново, ведь путешествие с ребенком совсем другая дорога. Об этом расскажут люди семейные, учившиеся на собственных ошибках, поделятся опытом. Приму их опыт с интересом. Но вот мечтается, чтобы прочли мои "путевые записки" и начинающие родители или даже только планирующие ими стать люди.
Вот и зарисовка в вагоне поезда с участием «начинающих».
– Ребята, займитесь ребенком! Ну что он у вас плачет?
– А я и занимаюсь! Чем я по-вашему занимаюсь-то еще?
– Нет, не занимаетесь, потому и плачет!
– Не надо мне указывать, что мне делать, а что нет!
Всё! Все в ловушке. Взрослые зашли в тупик, ребенок вслед за ними. А что было до…? В плацкартном вагоне едут двое родителей и дочь. Девочке года 2, не говорит, но есть некоторые созвучия, смысл которых хорошо ясен, даже незнакомым людям. Жизнерадостна, подвижна, любознательна, легко вступает в коммуникации с окружающими.
Девочка проснулась рано и громкими возгласами разбудила многих в вагоне, что стало первой причиной недовольства и ворчания соседей. Потом был долгий период мультиков. Движение отсутствовало в жизни ребенка, пружина сжималась. Настал семейный перекус и долгое "уваливание" на дневной сон, мама и папа передавали девочку с полки на полку, пели песенки, говорили стишки, сами лежали, делая вид, что спят. Не удалось. Девочка побежала по вагону, шумно, быстро, упала. Ее сцапал папа, дочь забилась в рыданиях: "Плачь, не плачь, больше ты никуда не пойдешь!" Снова попытка уложить спать. И тут уже вопль окружающих: "Займитесь ребенком!"... Долгое, напряженное молчание, охватившее ближайшие полки, и скорый выход семьи с ребенком, добрались! - как спасение для всех!
За скобками истории остались пересуды о плохих соседях с обеих сторон, ребенок тому свидетель, конечно, не пассивный. Чему он научился в этой жизненной сценке? И что лежит в основе?
Нечуткость к окружающим, как близким, так и далеким, их потребностям. Непонимание друг друга. Неподготовленность к грядущим событиям жизни. Можно много насоветовать взрослым, нечутким друг к другу, их действия - их выбор. Но родители в ответе еще и за ребенка, у которого выбор значительно меньше. Потому, мои советы адресованы взрослым, планирующим поездку с детьми.
Итак, как пережить поездку с ребенком, не потеряв уважение окружающих и сохранив "здоровым" ребенка.
Задумайтесь о поездке заранее.
Сумка в дорогу для ребенка состоит не только из его одежды. Но если уж речь об одежде, пусть ее запас включает, как теплую, так и легкую. В нашем поезде девочка явно страдала, в том числе и от духоты в теплых колготках и кофточке с рукавом.
Необходимая деталь одежды для поезда - капюшон. Сквозняки, ночные кондиционеры и другие непредвиденности ребенку в капюшоне ни по чем! Итак, что же в сумке ребенка, кроме одежды?
Первое - покрытие на пол или полку в вагоне, например, туристический коврик, - и мягко и тепло. Дети в свободном режиме предпочитают жить на полу, хотя нижняя полка может быть заменой, но потребует больше контроля со стороны родителей. У нас бывали поездки с соседями в одной кабинке плацкарта и никто ни разу не отказал в просьбе постелить на пол коврик.
Второе - шаль, палантин, пеленка или простыня, прищепки или другие крепления. Любое полотно поможет создать уединение, как для тихих игр, чтения, так и для сна-отдыха. Возможно, кому-то из детей пелёнка подойдет и в качестве ограничителя безграничной свободы, которая может одолеть малыша в условиях узкого коридора вагона или одной-двух полок, на которых расположилась семья.
Запеленутый даже в шутку ненадолго ребенок, сразу вспоминает о своих границах. Тут же, в пеленке его можно и промять "по контуру" (авторский термин Л.Краснобаевой), помассировать слегка или покрепче, расслабить напряженные от долгого статичного положения мышц. А вот взялись взрослые с двух концов, и на полотне можно покачать малыша, как в гамаке, поиграть в "ку-ку", накрывая тканью, как волной. Придумаете другие игры с полотном, делитесь!
Третье - книги разные, в зависимости от предпочтения ребенка. Читайте сами и просите ребенка подсказывать, продолжать, придумывать, рассказывать по картинкам. Вовлекайте соседей, расположенных к ребенку, а там, глядишь, и "буки" втянуться в беседу, игру, станут сговорчивее. Играйте спектакли по прочитанным историям, например, нарисовав персонажи на бумаге, вырезав. А то и прямо на пальчиках рисуйте своих и ребенка!
Четвертое - карандаши (мелки восковые) и бумага. Карандаши лучше мягкие, бумага в альбоме. Конечно, многое зависит от возраста и прошлого творческого опыта, но любой ребенок может рисовать сам некоторое время. А взрослые помнят, что поезд всегда новая и слегка стрессирующая среда, даже для взрослого. Потому ввязывайтесь в рисование и по возможности вовлекайте соседей, других детей в вагоне. Сколько помню наших поездок, а начали мы с 9 месяцев дочери, другие дети всегда "налипали" к нашим творческим и просто разговорно-игровым процессам.
Тут уж возникает другой вопрос - сохранение личного пространства, права на отдых. Решается он легко, особенно если хорошие отношения между вами и гостями-соседями налажены сразу. Дети, даже самые напористые, понимают простые слова: "Мы устали. Берем перерыв, потом еще поиграем". Родители вторят им: "Не мешай тете, им отдохнуть надо!" Хотя так они начинают говорить почти сразу, как дети приближаются, задерживаются в нашем интересном купе, даже если это плацкартный вагон. Из социально приемлемой скромности, навязанных правил ли, мы боимся нарушить чужие границы. Но так ли уж это плохо? Не хуже ли громкая музыка в наушниках подростка, пищание сигнала нажимаемых клавиш мобильных устройств или долгие разговоры по телефону с выяснением отношений. Выбираю первое и оставляю за собой право открывать и закрывать границы по собственному почину, обучать этому детей, кстати, не только своих.
Пятое - игрушки во всех видах. Настольные игры, в которые могут играть взрослые, а дети помогать или, пока игра не занята, просто манипулировать фишками, не по правилам. Самодельные настольные игры, которые, кстати, можно и подарить по окончании поездки самым хорошим друзьям из поезда, если не жалко, конечно. Такие подарки как метка для детей: «Вот, мы ехали к бабушке, в вагоне я подружилась с Машей и подарила ей маленького мишку!» Вообще, мелкие игрушки, с возможностью строить "жизнь", сюжет с их участием - самые лучшие для поездки. Разыграть с ними театр можно в два счета, сюжет может быть и знакомый всем и придуманный тут же. Любимые же мягкие игрушки уже для личного пользования – для укладывания на сон, успокоения от внезапностей и стрессов, поглаживания и рассказывания тайн на ушко. Обучающие игрушки - пазлы, конструкторы на магнитах с не очень мелкими деталями, головоломки, кубики, которые годятся и для сюжетов-спектаклей, и для «умных» построек.
И вот, наконец, распоследний вид игр, к которым стоит обращаться совсем ненадолго, когда все другие занятия исчерпаны, а то и вовсе без них обойтись - электронные устройства. Хотя часто, вопреки здравому смыслу, но в угоду взрослой ленности, именно с них и начинают родители поездку с детьми. Помните, в нашей зарисовке так и было. И тут же, как иллюстрация вспоминаются глаза одной двухлетки из моей прошлой поездки. Глаза ребенка, игравшего планшетом около 8 часов с небольшими перерывами на сон, еду, туалет. Глаза в пелене, без искр, полуприкрытые, устала... Старайтесь не допускать такого истощения ребенка, оно вернется к вам болезнями, капризами и просто плохим настроением.
А вот и последнее пожелание перед поездкой, оно попросит от вас более глубокой подготовки - тренируйтесь с ребенком говорить шопотом и уходить в тихие игры с головой. Это домашнее задание как залог высокого социального рейтинга - термин Людмилы Краснобаевой - моего гуру и учителя, чьи статьи я штудировала когда-то и тут же применяла на практике
Отличных всем путешествий с ребенком!
Эту статью я писала для журнала "Умка", 2016