Собрали несколько советов о том, как проработать героев книги.
Герои ваших книг способны и должны вызывать у читателей сильные чувства. В них влюбляются. За них переживают. Их ненавидят. Ради этого читают вашу книгу. Герои становятся проводниками и ведут читателей в огромный мир, который вы так долго создавали.
Поэтому каждого персонажа нужно тщательно прорабатывать. Это много значит не только для вашей истории, не только для успеха среди читателей, но и для режиссеров, которые часто выбирают для экранизации современную прозу.
____________________________________________________________________________________
Создание героев – это ответственность
Иногда читателю трудно отличить персонажей друг от друга, потому что автор недостаточно хорошо справился с описанием персонажа. Вы можете создать прекрасный мир, продумать все до мелких деталей, но если забудете про героев, которые в этом мире живут, читатель не проникнется всей историей.
Люди мыслят образами, представляют героев с момента их появления. Эти образы создаются невольно, и вы не можете запретить читателю представлять ваших героев по-своему. Но можете повлиять на их восприятие.
Важно: не обязательно подробно описывать всех героев истории. Главное – уделить внимание антагонисту, протагонисту и вспомогательным персонажам, которые двигают сюжет.
____________________________________________________________________________________
Не позволяйте героям быть обычными!
Посмотрите на описание, которое больше похоже на досье:
Он был среднего роста, среднего возраста, ничем не примечательный и носил обычную белую рубашку. Каждое утро он вставал в 8 утра, шел на работу, а после приходил домой усталый.
Это описание не помогает читателю создать объемный образ, но вызывает вопрос, зачем вы вообще выбрали такого скучного героя. У персонажа всегда должна быть особенность.
Придумайте запоминающийся визуальный элемент.
Это может быть привычка, талисман, манера заправлять штаны в носки.
Помните, что каждый визуальный элемент связан с характером героя: мятая и грязная одежда – неряшливость; привычка смотреть на часы – постоянный страх куда-то опоздать; если персонаж все время запинается – он либо невезучий, либо неуклюжий.
Подумайте, какой у персонажа характер, и опишите элемент, который будет намекать на него. Он должен запомниться читателю.
Используйте физические недостатки и совершенства.
Особая мимика, жесты, картавость, шрамы, родинки, идеальная осанка, белоснежные зубы – все это само по себе создает яркую картину в голове читателя.
Один физический недостаток или, наоборот, достоинство может сказать гораздо больше о характере героя, чем его цвет глаз, телосложение и вес.
Шрам интригует. Читатель будет ждать историю, откуда он взялся, а вы ее напишете.
Безупречная кожа заставит задуматься, почему она такая безупречная, и читатель будет искать ответ во время чтения.
____________________________________________________________________________________
Определите роль деталей в сюжете
Не всегда и не обязательно нужно включать подробное описание гардероба, внешности и жизни героя. Ярче всего вашего персонажа представят детали и поступки.
- Найдите такую деталь, которая будет связана и с героем, и с его отношением к миру, и, возможно, с кульминацией сюжета.
- Придумайте несколько деталей или вещей для персонажей, они будут влиять на развитие сюжета. У каждой из этих деталей – не важно, вещь это или черта характера – должно быть несколько проявлений. Например, три.
Сначала вы обозначаете деталь. Пусть по мере развития сюжета она появится еще раз и как-то повлияет на героя или сюжет. А при третьем появлении у детали должен случиться свой финал. Ружье, которое висело на стене, должно выстрелить. - Подумайте, как детали могут быть связаны с поступками героя. Может, он будет использовать какую-то вещь, чтобы разрешить проблему, или использует черту характера, чтобы взаимодействовать с другими персонажами.
____________________________________________________________________________________
Придумайте места, в которых читатель видит героя
Локации, в которых читатель видит конкретного персонажа, тоже влияют на его образ. Это, как и визуальные элементы, подтекст вашей истории.
Если ваш герой лежит на земле после битвы, читатель понимает, что он только что прошел через ад и выжил.
Если герой тихонько сидит на чердаке дома, который полон галдящих родственников, читатель поймет: шум и скопления людей герою не по душе.
- Придумайте несколько локаций для каждого персонажа.
- Опишите эти локации: обстановка, цвет, свет, какая публика там собирается и так далее.
- А затем опишите, как персонаж ведет себя в этих локациях. Подумайте, о каких чертах характера поведение сообщит читателю.
____________________________________________________________________________________
Заставьте героев говорить по-разному
Речь как отпечаток пальца. Герои могут говорить быстро, медленно, заикаться от страха и так далее. Но акцент, манера говорить и по-особому строить фразы, размер словарного запаса и набор слов-паразитов у каждого персонажа свои.Конечно, вы можете строить диалоги только на смыслах, которые двигают сюжет. Но читатель запутается, если все будут говорить одинаково.
Попробуйте собрать сэмплы речи для героев.
Запишите беседу с несколькими людьми на диктофон, расшифруйте записи и проанализируйте, какие речевые особенности есть у ваших собеседников.
Ищите в сэмплах неправильные построения предложений, частые междометия, вводные слова и нетипичные словечки.
А затем распределите сэмплы между героями и попробуйте построить диалог. Ваша цель - создать непохожие друг на друга речевые образы.
И помните: манера говорить, внешние элементы, предметы и физические особенности персонажей всегда влияют и на развитие героев, и на движение сюжета.