Найти тему
Александра Супрун

Ваня путает слоги. Что мы знаем о дислексии? Это она?

Ваня, несмотря на неврологические симптомы, периодические истерики и неприятие целого набора педагогических методик, обучаем и с большим интересом погружается в процесс познания.

Почему я об этом пишу (нет, не из-за денег)

История Вани. Начало

Самое любимое - "чтение". Я читаю слоги, Ваня их повторяет. Иногда нам попадаются простые слова - "мама", "папа", "ляля", "дом" - и они даются Ивану легко. Однако, есть и то, что он знает, как выглядит и функционирует - машина, домашние животные, части тела, некоторые простые игрушки. Но есть существенная преграда в правильном освоении их названий - в них много слогов.

Ваня
Ваня

По одному слогу, следом за мной, Ваня может их воспроизвести, но стоит попытаться получить слово целиком - изо рта моего малыша выходит самая настоящая каша из слогов. В отличие от других осваиваемых навыков, в случае слов он не видит своих ошибок.

Ошибки раздражают Ванюшу и доводят до слёз, но, в случае слов с тремя и более слогами, он не видит этих ошибок. Удивительно, правда?

Промучившись неделю с загадочными перестановками слогов, я решила обратиться с этим к главному педагогу нашей семьи - к маме. Да, её профиль это ученики постарше - 5-11 класс, но предмет вполне подразумевает и речь, и чтение. У мамы эта путаница вызвала беспокойство, не меньшее, чем моё собственное. В обсуждении возник термин "дислексия", и я решила узнать о ней подробнее.

Итак, традиционно, на помощь мне пришла "Википедия":

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
проблемы с овладением навыком чтения;
проблемы с овладением навыком письма;
проблемы с грамотностью;
проблемы с овладением арифметикой;
проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
проблемы с поддержанием внимания.
Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:
дислексию,
дисграфию,
дизорфографию,
дискалькулию,
диспраксию,
СДВ(Г),
соответственно.
Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

И тут следует вспомнить, как Ваня называет лампочки - "мапа" (лампа), как он пытается назвать молоко, получая "ламако", "бояко" вместо "облако" и так далее.

Можно, конечно, сказать, что до логопедов ещё полтора-два года и успокоиться, но, как показал наш опыт, лучше меры начать принимать тогда, когда проблема только возникла, но ещё не усугубилась заученностью.

Самые тяжелые в исправлении ошибки - заученные, поэтому мы постараемся принять меры как можно скорее - покажем сына специалисту.

Самое главное, что я для себя открыла в определении дислексии это то, что наличие этого отклонения никак не зависит от обучаемости ребёнка. Ваня в два с половиной года считает до пяти, сам догадался, что если на крыле машины нет повторителя сигнала поворота, то следует поискать его на зеркале, сам научился открывать и закрывать двери, выкидывать мусор и даже знает, что сделать в машине, чтобы она издала его любимый "бип".

Видимо, реабилитация будет идти сложнее, чем мы думали, но это не повод отчаиваться.

#дислексия #логопедия #логопед #запуск речи #читаем с детьми #материнство #мама и малыш #реабилитация #болезнь #лечение