Новые системы вооружений могут нарушить «глобальную стратегическую стабильность», – заявил посол Вуд в Женеве. По словам американского посла, миру грозит «разрушительная гонка вооружений». Он указывает пальцем прямо на Пекин, который, по его словам, вскоре может получить «экзотическое ядерное оружие», такое как подводные дроны и ракеты с ядерными двигателями, сообщают DW.com и Associated Press.
По словам Роберта Вуда, посла США на Конференции по разоружению в Женеве, Китай серьезно «рассматривает» разработку передовой системы ядерного оружия, которая может нарушить «глобальную стратегическую стабильность». Вуд также сказал, что спутниковые снимки, на которых видно, что Китай строит 119 новых шахт на северо-западе страны, подобных тем, в которых находится его нынешние межконтинентальные баллистические ракеты, «вызывают большую озабоченность». По словам Вуда, Китай стремится повысить ставки, модернизируя свой ядерный арсенал с использованием новейших технологий, чтобы их оружие могло поражать цели на материковой части территории США.
В прошлом году Пентагон подсчитал, что Китай уже имеет более 200 ядерных боеголовок, и намеревается удвоить это количество, говорится в сообщении. «Это уже не то положение, в котором Китай был 10 лет назад», – сказал Вуд, добавив, что дальневосточная экономическая сверхдержава теперь «разрабатывает оружие, подобное некоторым системам доставки с ядерными двигателями, которые используют русские».
Россия ищет новые способы противодействия американским системам защиты от баллистических вооружений, включая так называемые экзотические ядерные боеприпасы, такие как подводные дроны с ядерными двигателями и крылатые ракеты, и Вуд подозревает, что Китай следует их примеру. Запущенный из Баренцева моря или других вод Арктики, российский так называемый «беспилотник судного дня» может самостоятельно пересечь Северную Атлантику. При взрыве у восточного побережья США ядерная боеголовка может вызвать волну цунами высотой в несколько десятков метров в дополнение к ущербу, нанесенному самим ядерным взрывом. В боевых действиях с Северным флотом планируется задействовать 16 дронов «Посейдон». Это будут две подводные лодки специального назначения – «Белгород» и «Хабаровск», построенные на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
Проблема, утверждает Вуд, в том, что, хотя у России и США, у которых есть более 11 000 ядерных боеголовок, есть «рамки для решения этих проблем», такой точки соприкосновения с Китаем не существует. Комментарии Вуда – часть более широкого стремления США вовлечь Китай в стратегические переговоры. Он осудил отсутствие прозрачности со стороны Пекина и нехватку американо-китайских коммуникаций, подобных тому, которые существуют между США и Россией – бывшим Советским Союзом – десятилетиями.
Дрон, имеющий форму гигантской торпеды, предназначен для перевозки ядерной боеголовки весом в несколько мегатонн и описывается аналитиками по оружию как «дрон судного дня». Торпеда «Посейдон» приводится в действие небольшим ядерным реактором и имеет предполагаемую дальность действия 10 000 километров. (Источник: Sputnik News)
«Пока Китай не сядет на двусторонние отношения с Соединенными Штатами, риск разрушительной гонки вооружений будет продолжать расти, и это никому не принесет пользы», – сказал Вуд. Россия заявила, что ее разработка такого оружия направлена на противодействие защите Соединенных Штатов от баллистических ракет, сообщает Newsweek. Москва выразила обеспокоенность тем, что американская оборона может в конечном итоге подорвать жизнеспособность ее стратегических наступательных ядерных сил, хотя Вашингтон настаивает на том, что его оборонительная система предназначена для защиты территории США от северокорейских ракет, а не от ракет России или Китая.
Хотя посол сказал, что Китай утверждал, что он «ответственная ядерная держава» только с оборонительными возможностями. «Когда мы видим многое из того, что делает Китай, это противоречит тому, что он говорит. В интересах всех, чтобы ядерные державы говорили друг с другом напрямую о снижении ядерной опасности и избежании просчетов», – сказал Вуд.
Тем временем Германия присоединяется к 15 другим странам на конференции по ядерному разоружению, стремясь набрать обороты после того, как американо-российский саммит возродил надежды на усиление контроля над вооружениями между двумя ядерными державами. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил, что угроза гонки ядерных вооружений растет «там, где преобладают напряженность и недоверие». «Более чем когда-либо раньше нам нужны шаги, которые способствуют укреплению доверия посредством проверяемых соглашений, заключенных между государствами, обладающими ядерным оружием», – сказал Маас перед отъездом в Мадрид на встречу по Стокгольмской инициативе, в которой участвуют 16 стран, выступающих за сокращение глобального ядерного оружия.
Конференция последовала за саммитом в прошлом месяце в Женеве между президентом США Джо Байденом и президентом России Владимиром Путиным, которые пообещали начать переговоры по контролю над вооружениями. В феврале США и Россия договорились продлить новый договор о разоружении по СНВ. Он ограничивает ядерные арсеналы обеих стран до 800 пусковых установок и 1550 готовых ядерных боеголовок у каждой стороны.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в начале 2021 года США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея имели в общей сложности 13080 ядерных боеголовок, что на 320 единиц меньше, чем в предыдущем году. Однако исследователи SIPRI говорят, что отчет демонстрирует тревожные тенденции в отношении глобальных ядерных арсеналов. «Общее количество боеголовок в глобальных военных арсеналах в настоящее время, похоже, увеличивается, что является тревожным признаком того, что тенденция к снижению, которая характеризовала глобальные ядерные арсеналы после окончания холодной войны, застопорилась», – сказал исследователь SIPRI Ханс М. Кристенсен.
DAVE MAKICHUK
Источники: Deutsche Welle, Associated Press, Agence France-Presse, Newsweek, SIPRI, Polar Journal