Найти тему
VIKENT.RU

Ноу-хау Гениев

Оглавление

В свой онлайн-лекции: «Феномен итальянского Возрождения. Одиночество смертного бога» часть III кандидат философских наук Алексей Анатольевич Цуркан (г. Воронеж) рассказывает:

Текстовая расшифровка видеоцитаты

... Это великое произведение Микеланджело — статуя Давида, которая долгое время стояла на Piazza della Signoria во Флоренции. Потом ее убрали в Академию Художеств, чтобы она не портилась из-за погодных условий, и с середины XIX века на площади Signoria стоит ее точная копия, куда едут туристы.

Статуя в высшей степени интересная. Начнем с того, что Микеланджело самый великий из всех троих. Ему было 25 лет, когда ему предложили испорченную глыбу мрамора, под названием «Гигант» для того, чтобы сделать из нее что-нибудь путное, что могло бы стать символом всего города.

Он взялся за эту работу и сделал потрясающую статую, которая, на мой взгляд, является одной из самых пародоксальных статуй в мире. Если мы посмотрим на римские копии древнегреческих классических Проксита или Поликлета, то увидим очень много геометрии — отношения фаланги пальца к остальному человеческому телу. Поэтому они тяжеловаты — у них много геометрии и мало жизни.

У Микеланджело совершенно поразительная ситуация. Исследования анатомов привели их к выводу, что между правой лопаткой и позвоночником не хватает мышцы. Одна его нога короче другой, руки почти касаются колен. То есть, он хорошо смотрится только на пьедестале и, если его поставить на пол, он будет похож на питекантропа — он абсолютно диспропорционален.

Гениальность Микеланджело заключается в том, что сумел как гений создать потрясающую иллюзию гармонии, которая сплошь состоит из кривизны и деформации. Это отличие гения от ремесленника. Ремесленник очень геометричен, математичен и в этом смысле он очень плоский. Продукт деятельности ремесленника — это мертвая материя, в большей или меньшей степени упорядоченная.

Продукт деятельности гения — это сплошь оптический обман и иллюзия, умение комбинировать кривизну и деформацию, умение манипулировать уродством. Это понимание, что красота есть лишь модификация уродства, порождающая в человеке устойчивую иллюзию гармонии.

Если художник умеет манипулировать деформациями, кривыми линиями, он создает поразительные шедевры.

В Афинах есть Акрополь, на нем есть Парфенон. Когда мы смотрим на Парфеном, мы видим там, как нам кажется, сплошную геометрию и пропорции. На самом деле фасад Парфенона, как и весь храм в целом, это сплошные кривые линии. Иктин и Каликрат, два великих афинских скульптура V века д.н.э, которые по поручению Перикла делали этот храм, устроили его таким образом, что все колонны кривые и сходятся в точке над зданием на высоте 100-150 метров.

Иными словами, колонны Парфенона вписаны в гигантскую пирамиду или треугольник. И вот эта кривизна создает эффект прямизны. То же самое мы видим в статуе Давида.

С одной стороны, это абсолютно греческая статуя. Обнаженный молодой человек, который готовится к сражению с Голиафом. Абсолютно не библейская интерпретация сюжета. Когда Флоренция захотела Израилю подарить точную копию Давида, они отказались ее принять по двум причинам — отсутствие обрезания и обнаженная фигура. Это для ветхозаветного иудаизма неприемлемая вещь. Не каноническое изображение Давида.

Другой момент — он абсолютно разный, если смотришь на него спереди и сбоку. Лицо меняется, как только начинаешь смотреть анфас. Если воспринимать эту статую целиком — это практически совершенный греческий бог. Стоит обойти и посмотреть на его лицо анфас, то увидишь маску то ли ужаса, то ли гнева, то ли страдания — сморщенный лоб, выступающие надбровные дуги, копна волос, выпученные глаза, довольно зверский взгляд, как у медузы Горгоны.

Это само по себе свидетельствует о глубокой философии, которую Микеланджело воплотил в этом величайшем своем произведении. Человек, как смертный бог, совмещает в себе дьявольское и божественное, англов света и демонов тьмы. Человек совмещает в себе противоположности, как учил Николай Кузанский.

Это одновременно источник трагедии человека и основание его выдающегося и уникального статуса в целом мире...

+ Ваши дополнительные возможности:

Сегодняшняя публикация двух гениальных решений напоминает Интеллектуалам – не обязательно занимающихся на онлайн-курсе VIKENT.RU – о воскресной бесплатной (!) онлайн-консультации VIKENT.RU, № 254, которая традиционно запланирована для всех желающих на третье воскресенье – т.е. на 25 июЛя 2021 года месяца в 19:59 по московскому времени.

Ваша свободная регистрация + серьёзные вопросы по более чем 400 https://vikent.ru/map_000/ направлениям креативной / творческой деятельности:

https://vikent.ru/w0/

Ваши вопросы просьба присылать не позже вечера 18 июля 2021 года – далее у нас идёт работа с базами по данным, связанными с гениями / талантами и вёрстка слайдов для плановой и бесплатной для Вас онлайн-консультации № 254.

Использованные в статье материалы

  1. Источник видео
  2. Музыка - Unseen-Stages