Сегодня покажу вам цветы моей любимой художницы польско-итальянского происхождения Данки Вейцен. Чем она поражает? Индивидуальностью, которая сквозит во всем: от особо выстроенной композиции до подачи чистого цвета, настолько чистого, словно умытого летним дождем.
Данка Вейцен родилась в 1950 г. в Польше. Данка была еще ребенком, когда семья переехала на Родину матери. С той поры она живет в Италии. Натюрморты – это ее стихия. Хотя видела я и портреты домашних животных, созданные кистью Данки Вейцен. Но на мой взгляд, это не ее жанр. В них неочевидна сила мастерства нашей художницы, которая в полной мере раскрывается в натюрмортах.
Композиция у Данки Вейцен особенная, будто перенесенная из любительской фотографии. Небрежная. Со смещенным то вверх, то в стороны центром, с порой недостаточным воздухом вокруг цветов. А то и вовсе с обрезкой предмета: Данка Вейцен абсолютно спокойно может отрезать половину горшка или цветка, показать только часть рамы. И при этом ощущения дисгармонии не возникает. Весь этот неупорядоченный, на первый взгляд, мир вдруг оказывается выстроен в четком порядке. В том самом четком порядке, где каждый предмет живет (да-да, живет!) на своем месте. На своем месте для комфортной жизни людей в этом доме, а не для показного порядка ради ненадолго зашедших гостей.
Да, кстати, именно эта небрежная композиция и дает ощущение того, что мир, изображаемый на полотнах Данки Вейцен, не дуален. Он одночастен. Состоит только из своих, а чужих, чужих – не существует. Именно эта небрежная композиция и создает ощущение у зрителя полной причастности к изображаемому, будто зритель и живущий в этом доме человек – одно и то же лицо! И зритель смотрит на все эти вазы и цветы не как сторонний наблюдатель, а как человек, вписанный в это уютное пространство 24 часа в сутки.
Удивительно в работах Данки Вейцен еще вот что. Не все ее работы можно назвать натюрмортами в чистом виде. Она любит изображать цветы на фоне окна. И там-то, в распахнутое окно, виден пейзаж. Плотная или разреженная зеленая растительность. Любимый сад, столь же любимый, как и дом. Иногда над садом – кусочек неба.
Но небо Данка Вейцен предпочитает белое. Вы уже заметили ее любовь к белому? Согласитесь, он у нее особенный, не холодный, отталкивающий, а жемчужный, чистый, сверкающий. Тот самый, что создает ощущение праздника.
Видели ли вы где-нибудь цвета чище и четче? Видели ли вы цвета, где каждый подан, будто жемчужина в раковине? Я – никогда. Такое ощущение, что у нашей художницы нет второстепенных цветовых пятен. У нее все – примы. Никто не остается в тени, даже цвет пожухлой листвы. И никто не бьет в глаза, даже оранжевый, потому что он тут же благоразумно уравновешивается кобальтом. Такое чувство цвета, оно может быть только врожденным.
Освещение у Данки Вейцен тоже особенное. Она часто ставит свои композиции на подоконник, и зритель видит их то прямо перед собой, то смещенными под углом в 45 градусов. Но при этом очевидного эффекта контражура (т.е. такого, когда источник свет располагается за композицией или вблизи нее) не возникает. Контражур у Данки Вейцен не играет ведущей роли. Она предпочитает белый, рассеянный свет. Хотя, впрочем, у нее встречаются и солнечные лучи. Но при этом солнце у нашей художницы нежное. Оно освещает, но не жжет.
А еще не может оставить равнодушной (сейчас я обращаюсь именно к читательницам) вся эта великолепная посуда! На мой взгляд, в изображении посуды Данка Вейцен стоит на ступень выше, чем в мастерстве изображать цветы. Всмотритесь в ее стекло, металл, хрусталь! Чувствуется не только переданная фактура, но ощущается даже вес каждого изделия: легкость стекла и тяжесть хрусталя, окаймленного в металл. Но ее фарфор, он выше всяких похвал! Жемчужный блеск усиливается под воздействием упавшего на него света и нивелируется в тени. Изображена даже та самая полупрозрачность, которая отличает костяной фарфор, когда его стремятся пронзить солнечные лучи!
О чем работы Данки Вейцен? Они о гармонии, которая присутствует в жизни. Возникая в доме, она изливается во внешний мир и очищает его. Они о способности не только создавать, но и сохранять эту гармонию, столь нужную всем нам.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!