“Вы помните, Вы всё, конечно, помните...” Что чувствуем мы, когда первый раз влюбляемся... О, эти волшебные мгновения?.. ⛔️ Стоп.
Правда в том, что, зачастую, в тот самый момент молодости, энергии, силы, сомнений, неуверенности и амбициозных ожиданий одновременно... человек и знать не знает, что именно он чувствует. Была ли то любовь, или... Мы просто чувствуем, и чувства эти захватывают нас и одновременно пугают. И нет этим чувствам никакого романтического названия, которое, уже после, много воды спустя, кто-то весьма условно пронумеровал и окрестил «первой любовью». А была ли она первой, и что такое любовь на самом деле, какая теперь разница? Главное, было что-то хорошее и захватывающе-интересное.
Я долго не могла написать эту статью, как и свой поэтический отклик к понравившемуся стихотворению замечательного крымского поэта, журналиста, председателя правления Союза русских писателей Восточного Крыма - Владимира Вячеславовича Смирнова. С легким запахом тамариска... Но эта история закончилась совсем не так, как я того ожидала.
Стихотворение Владимира Вячеславовича называется «Непонятная дружба»:
Тобой не дорожил совсем,
Стеснялся, избегал, боялся.
Ты мне была ничем, никем,
В других девчонок я влюблялся.
Вдруг наша дружба началась
С простой шифрованной записки.
Душа на миг оборвалась,
Как лёгкий запах тамариска.
…В лесу осеннею порой
На скользкой узенькой дороге,
С калиной, вымытой росой,
Мы приближались к эпилогу.
В озябших девичьих руках
Пучок калины ярко-красный,
Как звёздочки в чужих мирах,
Не смог согреть нас не напрасно.
В овраг сбежал шальной туман,
А листья пахли густо, пряно.
В кустах бессовестный фазан
Был так похож на хулигана.
О чём-то я спросил тебя,
Была ты грустной и уставшей,
Пучок калины теребя.
По залежам листвы опавшей
Пошла ты медленно домой,
Сбивая с туфель комья глины.
И для фазана стал смешной –
Мальчишка у куста калины…
© Copyright: Владимир Вячеславович Смирнов, 2020, стихотворение «Непонятная дружба», свидетельство о публикации №120032507054
Стихотворение, разумеется, не о дружбе. Оно о зарождающемся взаимном интересе молодых людей, чувствах, сомнениях и страхах, с ними связанных и так искусно вплетенных автором в образы живой природы Крымского полуострова. Забегая вперед, скажу: особую ценность этому стихотворению придает то, что (как я впоследствии узнала при общении с автором) лирический герой в нем не вымышленный, и встреча эта действительно имела место в реальной жизни.
Мы никогда не узнаем, какая печаль лежала на душе героини, и почему она была так грустна в тот день. Но я попробовала поставить себя на её место и почувствовать то, что, вероятно, могла бы чувствовать молодая девушка в такой момент. Разумеется, субъективное восприятие никто не отменяет, однако, мне подобная ситуация откликается, вероятно, еще и потому, что я так же, как и Владимир, провела детство и выросла в сельской местности. Да и у какой девушки не бывало в юности подобных встреч и, увы, прощаний?
Я назвала свой синтон - «Взгляд».
Дорожка продолжала виться,
Отцвел душистый тамариск,
Под ноги осень сыплет листья,
И, кажется, ко мне так близко
Ты был. И дерзок, как фазан,
И как туман - слегка рассеян.
Но мнилось мне: любовь - обман, -
И пальцы мигом леденели.
Чуть было не сбежал (в овраг),
А я... слова не находила...
Калина красная в руках,
Как сердце. ❤️ Сжалось и застыло.
Мне б обернуться и, смеясь,
Тебе в лицо озвучить звонко:
- Володька! Здесь такая грязь -
До дома донеси девчонку!
Но стрелки не бегут назад,
И по обочине я все же
Иду... и ощущаю: взгляд
Промеж лопаток...
...твой...
...до дрожи.
© Copyright: Надежда Свет-Ляксевна, 2021, стихотворение «Взгляд»
Свидетельство о публикации №121061104665
Итак, моя героиня, словно зеркало, находится в точно такой же нерешительности, как и её спутник, и точно так же изнутри её разрывает буря чувств, скрываемых за внешним спокойствием. Впрочем, руки, теребящие пучок калины, выдают волнение.
Она точно так же сожалеет о своей нерешительности, как и "смешной мальчишка". Хотя для неё он отнюдь не смешон и не труслив, но дерзок и волнующе близок. В нем она видит и чувствует то, что он сам проецирует на туман и фазана, для нее он именно такой - шальной и бессовестный. Отсюда и страх обмана.
Чувствуя в моменте нерешительность своего спутника ("чуть было не сбежал в овраг") она хочет подбодрить его, но не находит слов, всё по той же причине. И точно так же, вспоминая встречу, сожалеет и винит себя, пытаясь спрятать страх за осколками юмора («мне б обернуться и, смеясь»).
Комья глины, прилипшие к туфлям, лично мне представляются, как неприятные слухи, которые любят распускать соседи в маленьких деревнях при виде влюбленной парочки. Общественное мнение - еще один страх и причина нерешительности. И в то же время, грязь на дороге - это близость к природе, деревне и тому времени, когда асфальт еще не проложили, возврат в детство.
Герои одинаково влюблены, напуганы и печальны. Одинаково винят себя в робости и одинаково же не виноваты. Ведь их совместная история, по сути, ни что иное, как тренировка, прекрасная и таинственная подготовка к жизни, к новым интересным событиям, встречам и действиям, где каждый из них будет гораздо увереннее и смелее, чем в предыдущий раз. В тот момент встреча просто не могла закончиться иначе, они были неготовы психологически к иному завершению истории. В любом случае, эти чувства, как мне кажется, должны были оставить прекрасные воспоминания в жизни обоих.
Но я ошиблась насчет жизни... Дело в том, что эта девушка - героиня стихотворения, впоследствии умерла в возрасте около 20 лет от заражения крови. Трагическая случайность. И все, что остается лирическому герою - это воспоминания, и, может статься, смутно-подавленное чувство ответственности за те события, течение которых изменить не в силах был бы даже Господь бог?
На этом запас моего красноречия иссякает, потому что по личному опыту, я знаю, когда дело доходит до смерти человека, слова бессильны, и куда уместнее сочувственно вздохнуть и помолчать.
Заходите на страницу поэта Владимира Вячеславовича Смирнова- не пожалеете, его лирика очень проникновенная, чувственная и личная, что в последнее время, к сожалению, становится большой редкостью. По моим наблюдениям, современные поэты не только берут псевдонимы, но и научились прятать чувства и личную жизнь в такую груду образов и иносказаний, что подчас даже "забывают" ставить знаки препинания.
Понравилась статья? Пожалуйста, не проходите мимо, подписывайтесь на мой молодой канал и не забудьте поставить лайк, он нужен для алгоритма Дзена (без Твоего лайка статью, как обычно, перестанут показывать). Спасибо!