Найти тему

Как мать Ахеджаковой заставила Гафта подправить эпиграмму на любимую дочь.Хотя тот был прав - почему, попробуем понять.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Валентина Гафта Ахеджакова всегда называла своим любимым партнером. При том, что ссорились, что по году не разговаривали...

Они познакомились на радио, где участвовали в одной передаче, обоим было немного за двадцать. Потом пути их разойдутся - Ахеджакова работала тогда в ТЮЗе, Гафт - в Театре им. Моссовета, а через много лет оба встретятся в "Современнике". Тогда, в конце семидесятых, напишет он эпиграмму на Ахеджакову. Не самую едкую - он и сильнее мог уколоть, но и не комплиментарную. Не такую, какую он посвятил, к примеру, Михаилу Ульянову. А вот такую:

Везде играет одинаково 
Актриса Лия Ахеджакова.

Ахеджакова, зная, что Гафт не эдак ещё может приложить, отнеслась довольно спокойно к этим двум строкам, хотя, ясное дело, без восторга. А вот её мама крепко обиделась на Валентина Иосифовича. Приняла близко к сердцу. Как оскорбление таланта её дочери. И не промолчала. Гафт стал оправдываться, но где там!

И тогда артисту пришлось дописать эпиграмму:

Везде играет одинаково 
Актриса Лия Ахеджакова. 
Великолепно! В самом деле 
Везде играет на пределе.

А ведь прав был Валентин Гафт. И в первых двух строках, и во вторых тоже.

Лия Ахеджакова - хорошая актриса, она наделена таким очень ценным для артиста качеством, как яркая индивидуальность. В каком-то смысле, она даже уникальна: её не спутать ни с кем, её голос узнаваем; у неё свой актерский почерк, её манера игры тоже очень индивидуальна - зритель узнает её в любом гриме, в любой роли. Но индивидуальность Ахеджаковой стала для неё своего рода творческой западнёй: по сути, ей так и не удалось выйти за рамки комедийной актрисы.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Валентин Гафт был выдающимся артистом с огромным профессиональным, творческим диапазоном. Вот четыре его роли - так, для сравнения: иронично-циничный чиновник-приспособленец Сидорин - председатель правления гаражного кооператива в картине "Гараж", благородный командир гусарского полка Покровский в фильме "О бедном гусаре замолвите слово", умный, харизматичный криминальный авторитет Артур в "Ворах в законе" и трагический образ - полковник Виноградов в фильме "Анкор, еще анкор!".

Это навскидку, первое, что в памяти всплыло, но ведь образы какие и каков в этих ролях Гафт! Вот это амплитуда таланта - что ни роль, то вершина перевоплощения. Ему-то хорошо была видна актерская "начинка", уровень таланта и мастерства коллег. Полагаю, он видел, что Ахеджакова - актриса, которой трудно вырваться за рамки своих актерских возможностей, довольно ограниченных. Она комедийная актриса и в этом амплуа действительно хороша. Одинаково хороша.

Значительную часть своей творческой карьеры она работала в таком театре, где играли актрисы невероятного уровня и уровень этот для Ахеджаковой недостижим. Посудите сами: Нина Дорошина с её талантом, с её безграничной органикой, тончайшая Алла Покровская, потрясающая, невероятная Марина Неелова, способная сыграть ВСЁ на свете. Вот просто ВСЁ. Представить себе Ахеджакову в роли Раневской или Маши из "Трех сестер", или Анфисы Леонида Андреева - ну это невозможно...

В спектакле "Крутой маршрут". Фото из открытых источников. Яндекс
В спектакле "Крутой маршрут". Фото из открытых источников. Яндекс

Хотя само по себе оказаться в "Современнике" для Ахеджаковой было сродни чуду. Она сделала в своей профессиональной карьере очень сильный ход - сумела вырваться из такого узкого и малоинтересного для артистки амплуа - травести. Именно эту театральную актерскую нишу вынужденно заняла выпускница ГИТИСа. ТЮЗ - театр, в котором она прослужит долгие шестнадцать лет. У неё хватило смелости и решимости на пороге своего сорокалетия попытаться внести перемены в свою жизнь.

Собственно, она ничего не теряла, когда пришла пробоваться в "Современник". И благодарна судьбе и Галине Борисовне Волчек за те перемены в профессии, которых она, кажется, уже и не ждала. Но и в "Современнике" все было непросто. Она сама признается: Волчек не знала, что с ней делать. Ахеджакова играла маленькие роли почти десять лет, до тех пор, пока в "Современник" не пришел Виктюк и не поставил "Квартиру Коломбины". В этом спектакле Ахеджакова была в своей стихии, её комедийный талант идеально вписался в действо, придуманное Петрушевской и поставленное Виктюком.

В спектакле "Квартира Коломбины". Фото из открытых источников. Яндекс
В спектакле "Квартира Коломбины". Фото из открытых источников. Яндекс

Я видела Ахеджакову на сцене в двух спектаклях: в "Коломбине" и в "Крутом маршруте". Спектакли, разумеется, несравнимые, но в "Коломбине" она была очень хороша. Подумалось тогда: ей, актрисе комедийной, под силу и трагикомедия.

В х/ф "Служебный роман". Фото из открытых источников. Яндекс
В х/ф "Служебный роман". Фото из открытых источников. Яндекс

В кино тоже она одинаково хорошо играла своих персонажей, опять же в рамках своей манеры. Её Верочка в "Служебном романе " - блестящий образ, хороша Сосипатра Семёновна Лупачёва в комедии "Красавец-мужчина". И роль директора клуба в картине "Москва слезам не верит" сработана добротно, профессионально: фраза, когда она достает из сейфа личное дело особо ценного потенциального жениха, произнесена неподражаемо: "Вам мы поможем.." - всегда смеюсь в этом месте, сколько бы не пересматривала картину)

В х/ф "Москва слезам не верит". Фото из открытых источников. Яндекс
В х/ф "Москва слезам не верит". Фото из открытых источников. Яндекс

Иногда ей доводилось сыграть нечто отличное от того, к чему привык зритель. В фильме "Мордашка" её героиня - чистая, светлая, интеллигентная женщина, прожившая бОльшую часть жизни и при этом будто не догадывающаяся, что в этом мире есть лицемерие, подлость, приспособленчество, непорядочность.. Но подобный образ - скорее, исключение в её фильмографии.

В х/ф "Мордашка". Фото из открытых источников. Яндекс
В х/ф "Мордашка". Фото из открытых источников. Яндекс

Смешная - говорил о ней рядовой зритель. И это само по себе немало. Иные ему, этому самому зрителю, никак не запомнились - ни смешными, ни драматическими, ни трагическими ролями. Ахеджакову помнят даже за те небольшие роли и эпизоды, что довелось ей сыграть.

Не выдающаяся актриса, но дело свое знала)

Это и увидел Гафт и об этом его эпиграмма.

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.