Найти тему
Славянский период

Киев - три исторических периода одного города - сарматский, хазарский и русский.

Оглавление
Археологические исследования погребений III—IV вв. на территории Киева, позволили  восстановить более древнюю страницу его истории, относящуюся к сарматскому периоду.
Археологические исследования погребений III—IV вв. на территории Киева, позволили восстановить более древнюю страницу его истории, относящуюся к сарматскому периоду.

Киев или Самбатион?

История Киева которая нам хорошо известна началась после захвата крепости в 882 году новгородским князем Олегом. До этого события крепость находилась под властью иудейско-тюркской общины и называлась Самбатас. Взятие хазарской крепости князем Олегом, это исторический факт. Но не факт, что это начало было первым.

Есть две версии возникновения названия "Самбатас", условно назовем их хазарская и иудейская. Самватас с тюркского переводится как «Верхняя крепость» от тюркских слов sam- («высокий, верхний») и bat («сильный»).

В иудейском варианте Самватас произносится как "Самбатион". Самбатион сказочная река в еврейской литературе, протекающая на границе неведомой страны. Замечательное свойство этой реки в том, что субботним днём течение реки прекращается. Самбатион течет ровно 6 дней, а в 7-й она иссякает. Такое впечатление, что Перевоз который работал на Днепре у крепости Самбатас, имел выходные дни по субботам.

Как бы там ни было, ясно одно, что Самбатас или Самбатион к славянской топонимике отношения не имел.

Первые исторические сведения о крепости Киова-Самбатас принадлежат перу Византийского императора Константина Багрянородного.

Историко-географический трактат императора Константина составлен между 948 и 952 годами, в период становления Русского государства, и описывает дипломатические контакты Византии с Рюриковской Русью, называя ее Внешней Росией.

Кстати сказать, именно император Константин Багрянородный, впервые в зарубежной историографии использует слово Росия(греч. Ρωσία)

«Глава 9. О росах, отправляющихся из Внешней Росии(греч. Ρωσία) в Константинополь.
«Глава 9. О росах, отправляющихся из Внешней Росии(греч. Ρωσία) в Константинополь.
..приходящие из Внешней Росии в Константинополь моноксилы(суда) являются одни из Немогарда(Новгорода), в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта(князя) Росии, а другие из крепости Милиниски(Смоленск), из Телиуцы(Любичь), Чернигоги(Чернигов) и из Вусеграда(Вышеграда). Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас.»

Действительно, император Константин был прав, местоположение Киева было уникальным. Выше по течению Днепра происходит слияние ПЯТИ рек: Десна, Припять, Уж, Тетерев. Таким образом, водный бассейн Днепра охватывает всю территорию Внешней России, включая Полоцк, Псков, Новгород, Смоленск, Ладожское озеро и выход в Балтийское море.

-3

Взятие хазарской крепости Самбатион было наиважнейшей задачей Рюрика, которую в 882 году осуществил Олег. В итоге, Древняя Русь создавалась как государство для контроля торгового пути "из варяг в греки".

В 882 году новая, русская история хазарской крепости Самбатас только начиналась. Темное хазарское прошлое оставалось позади, когда Киова-Самбатас был перевалочной базой работорговли. Дальше торговцы "живым товаром" перепродавали славянских пленников покупателям из разных стран, главным образом мусульманских. Набеги на Русь приводили к массовому уводу в рабство славянского населения. Это делали хазары или печенеги. Совершая набег, обычно убивали мужчин, а в рабство уводили женщин и детей. Их гнали много дней и в жару и в стужу, на невольничье рынки у Чёрного моря.

Невольничий рынок в Кафе (Феодосия)
Невольничий рынок в Кафе (Феодосия)

В.О. Ключевский писал: «Кафа была главным невольничьим рынком, где всегда можно было найти десятки тысяч пленников и пленниц из Польши, Литвы или Московии. Здесь их грузили на корабли и развозили в Константинополь, Анатолию и в другие края Европы и Азии"

Археология Киева.

Археологическими исследованиями было установлено существование на территории Киева не менее трех самостоятельных поселений периода III—X вв, лишь в конце X в. объединенных в один город.

Систематизация и изучение случайных находок, многочисленных кладов римских монет и погребений III—IV вв. на территории Киева, позволили восстановить более древнюю страницу его истории, относящуюся к сарматскому периоду. Можно считать установленным наличие нескольких небольших поселений в первые века н. э.

Особенно бурное развитие Киева наступило в период Новгородской "оккупации", и превращение иудо-хазарской крепости Самбатион в русский город. Еще совсем недавно считалось, что древнейшей частью Киева является «Владимиров город», то есть город, построенный при Владимире Святославиче, в X веке. Но раскопками установлено существование в границах «города Владимира» более древнего городища, окруженного рвом и валом, за пределами которых находился огромный языческий курганный могильник IX—X вв. Инвентарь погребений древнего киевского некрополя позволил восстановить картину жизни города в IX—X вв. Среди этих погребений особенный интерес вызывают богатые погребальные комплексы, принадлежавшие новгородской дружинной знати Киева.

Сарматский период существования Киева.

С 15 века в Европе утвердилась Роксоланская теория, которую усиленно развивали в Речи Посполитой. Роксоланская теория, это этногенетическая концепция, утверждающая, что народ Руси ведёт своё происхождение от древних роксолан. Польский историк Ян Длугош(1415—1480) писал: «Древними же писателями и историками [эта страна] называется Европейской Сарматией, и как русские, так и поляки именуются сарматами».

-5

Греческий писатель Страбон, живший около 64 года до н. э. и около 24 года н. э. фиксирует территорию проживания роксолан между Борисфеном (Днепром) и Танаисом (Доном).

На юге роксоланы граничили с Меотийским озером (Азовским морем). Более подробно территорию роксолан описывает Трактат Матвея Меховского «О двух Сарматиях», впервые напечатан в Кракове в 1517 год.

"Первой тут перед нами лежит Руссия, некогда называвшаяся Роксоланией. Ограничена Руссия — с юга Сарматскими горами(Карпатами) и рекой Тирасом, которую жители называют Днестром; с востока — Танаисом(р.Дон), Меотидами и Таврическим островом(Крым); с севера — Литвой, с запада — Польшей. Знаменитая река Борисфен, называемая жителями Днепром, течет из Московии, проходит через Литву и Руссию под Смоленск и Киев. В нее впадает начинающая у города Хмельника на западе река Буг. Пройдя около трехсот германских миль, Борисфен впадает в Понтийское море."

Первым кто в России отождествлял роксолан с росами/русами был М. В. Ломоносов. Он утверждал, что варяги—росы в древности назывались роксоланами. Тут М.В. Ломоносов полностью солидарен с поляком Меховским который называл Руссию Древней Русколанью.

М.В. Ломоносов "О РОССИИ ПРЕЖДЕ РУРИКА": «около Вислы обитали венды и сарматы. Народ славенопольский по справедливости называет себя сарматским; и я согласен без колебаний, что славяне и венды вообще суть древние сарматы»
«...Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии»
[М.В.Ломоносов. Полное собрание сочинений. Т.6,М,Л]

Российский историк Д. И. Иловайский выражал уверенность, что «Рось или Русь и Роксаланы это одно и то же название, один и тот же народ». Российский историк Г. В. Вернадский также отмечал схожесть первой части названия роксолан с наименованием россов. По его мнению, название роксолан позднее было принято группой славянских антов. Анты племенной союз восточных славян просуществовал до 602го н.э., до аварского нашествия.

Древнее сарматское государство РУСКОЛАНЬ занимало земли от Дуная и Карпат до Крыма и Северного Кавказа.

Киев на Днепре имел своего прародителя, называлась эта столица Русколани – Кияр Антский. Анты это славянский союз племен, населявших территорию Русколани в 4-6 веке. Кияр в переводе с иранских языков означает «царский город» или «столица». Находилась столица Русколани недалеко от горы Эльбрус на Сев Кавказе.
После нашествия готов в 368г н.э., в 30км от Пятигорска был захвачен и убит царь Русколани Бус Белояр. Вместе с ним были казнены еще 70 старейшин сарматских родов.
Вслед за готами на территорию захваченной Русколани пришли с востока гунны. Под ударами гуннов и готов в 370г сарматские племена ушли на запад к Дунаю, Карпатам и в среднее течение Днепра.
В 430г сарматские племена роксолан стали воссоздавать свой разрушенный стольный град Киев Антский, но уже на берегу Днепра. Тогда они еще не разделялись на поляков, чехов, хорватов и русских.

Вся Киевская династия: Кий (430–460), Лебедян (460–480), Верен Великоградский (480–500), Сережень (500–510), Святояр (510–543). Последний киевский князь Святояр был повешен готами конунга Триедорея в 543г н. э.. И дальше Киев попал под власть тюркского переселения, став частью Хазарского каганата. Киев получил тюркское название Самбатас.

Археологические артефакты VI – VII вв. находятся в основном в древней части Киева. Это площадь гор Замковой, Детинки, Старокиевской, некоторая часть Подола. Будучи изолированной со всех сторон естественной преградой кручей 70 м над уровнем Днепра, Замковая гора и без искусственных укреплений была неприступна. На Замковой горе и в ее окружении были найдены византийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I.

Юстиниан I Великий был византийским императором с 527 г. н.э. вплоть до своей смерти в 565 году.

PS

После гибели Буса Белояра в 368г н.э. часть племен роксолан ушла к дулебам в Карпаты, образовав Волынское княжество, где жили вместе с дулебами до 597г, стойко обороняя от византийского нашествия свои земли. Последний киевский князь Святояр был повешен готами конунга Триедорея в 543г н. э. У Святояра было три сына Пирогощ, Радогощ и Моска княжили в землях Дунайской и Карпатской Руси на Волыни. Впоследствии Пирогощ стал родоначальником князей южных славян (сербов и хорват). О князьях Радогоще и Моске писал византийский историк Феофилакт Симокатта, он назвал их Ардагастом и Мусокием. Согласно «Истории» Феофилакта, Радогощ был смертельно ранен в 597г во время войны роксолан с византийскими войсками. Его гибель оплакивал брат Моска. Моска Святоярич был избран «единым князем» и было это в 597г. Это год начала правления князя Моска и год исхода роксолан с Дуная(р.Истр).

Мосх Святоярич и сыновья княжеских родов рокслоан Родимий и Вятко ушли со своими племенами на северо-восток в район нынешнего Смоленска. Мосх Свентоярич основал град Мосха в 603г. на реке Яуза, где она впадает в реку, которая была названа река-Мосха.
Подмосковную реку назвали Истрой в честь старо славянского имени р.Дунай, откуда волыняне-москвичи были вытеснены обрами.

В 7 веке арабы захватили Кавказ и Дербент. Арабский правитель Дербента Шахриаре, в 644 году доносил: "Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - росы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с росами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны".